Пояснительная записка
Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды. Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, развития у них познавательного интереса, а также повышения компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Лето – особый период в жизни каждого ребёнка. От окружающим его взрослых зависит то, как он проведет это время с пользой для здоровья, развития эмоциональных и познавательных процессов.
Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы ребёнок окреп, поправился и закалился, научился понимать и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных. Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.
Воспитание здорового ребёнка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях.
Приоритетными направлениями дошкольного учреждения в летний оздоровительный период являются:
- физкультурно-оздоровительная работа;
- экологическое воспитание;
- игровая, музыкальная, театрализованная, изобразительная деятельность детей.
Нормативные документы.
• Закона № 273 29.12.2013 «Об образовании в Российской Федерации»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Письмо Минобрнауки РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10
• Приказ Минобрнауки России от17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 № 26 «Об утвеждении СанПин 2.4.1.3049 -13 «Санитарно –эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности до¬школьного периода детства.
Цели и задачи работы в летний оздоровительный период
Цель:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности.
3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период.
4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников.
Направление образовательных областей
Задачи работы с детьми:
«Физическое развитие»:
1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния.
2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма.
3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания.
4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями.
5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма. «Художественно- эстетическое развитие»:
1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года.
2. Поддерживать инициативу детей в импровизации.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями.
5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.
6. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми.
1. Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника.
2. Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира.
3. Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения.
4. Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»:
1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления.
2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
3. Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
«Социально – коммуникативное развитие»:
1. Развивать игровую деятельность воспитанников;
2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
3. Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
5. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
«Речевое развитие»
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования.
5. Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа).
6. Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
7. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей..
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми
• утренняя гимнастика;
• прогулка;
• двигательная активность;
• сон без маек, при открытых форточках (в теплое время);
• проветривание помещение;
• гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
• хождение по ребристой дорожке;
•экскурсии, прогулки;
• совместные досуги с родителями;
• спортивные праздники и развлечения;
• соревнования;
Создание условий для всестороннего развития детей.
- Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – 4-5 часов, сон – 3 часа, образовательная деятельность на свежем воздухе; наличие магнитофона, музыкального центра для музыкального фона.
- Организация водно-питьевого режима: Наличие чайника, охлажденной кипячёной воды, одноразовых стаканчиков.
- Организация закаливающих процедур: Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки.
Условия для физического развития
- Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках.
- Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни:
- Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по ЗОЖ.
- Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений.
Условия для познавательного и экологического развития
- Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли).
- Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат.
Условия для развития изобразительного творчества
- Организация изобразительного творчества и ручного труда: Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности и ручного труда (картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки, тесто, ткань, овощи). Организация выставки детских работ.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Организация двигательного режима
- Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы.
- Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна).
- Физкультурная образовательная деятельность: Все возрастные группы (2 раза в неделю).
- Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы (еженедельно).
- Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям).
- Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т.д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально).
- Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно).
- Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно).
Закаливающие мероприятия
- Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду).
- Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно).
- Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду).
- Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно).
- Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
№ п/п |
Особенности организации |
Ответственные |
1.
2.
3.
4.
5.
|
Увеличить длительность пребывания детей на свежем воздухе в течение всего дня, с этой целью прием осуществлять на прогулке, увеличить длительности прогулок.
Утреннюю гимнастику и физкультурные занятия проводить на свежем воздухе в облегченной одежде.
Ежедневно проводить тематические наблюдения, труд в природе, организовывать элементарную опытническую деятельность.
С учетом погодных условий проводить игры с водой и песком.
В ходе свободной деятельности детей организовывать на участке творческие игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные |
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
№ п/п |
Организация мероприятий |
Ответственные |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
|
Провести инструктаж с сотрудниками ДОУ по организации охраны жизни и здоровья детей; предупреждение детского травматизма; охране труда и выполнению требований техники безопасности на рабочем месте.
Создать условия для оптимизации двигательной активности на свежем воздухе. Активно использовать спортивное оборудование и спортивный инвентарь для организации подвижных игр.
Осуществлять работу по совершенствованию техники выполнения основных видов движений, проводя на прогулке организованные виды деятельности (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с планом работы.
Регулярно проводить закаливающие мероприятия: воздушные ванны, босо хождение по коррекционной дорожке, водные процедуры в соответствии с индивидуальными показаниями.
Провести с детьми профилактические беседы-занятия во всех группах по блокам: «ОБЖ» в соответствии с планом групп.
После тихого часа проводить «побудки» в группах, используя дорожки здоровья и разработанные комплексы.
Введение постепенного вхождения в учреждение вновь поступающих детей с учетом состояния здоровья, особенностей нервно-психического состояния.
Ведение адаптационных листов. |
Заведующий ДОУ
Воспитатели
Инструктор по физ.культуре, воспитатели
Мед.сестра,
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Медсестра,
педагог-психолог,
воспитатели |
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей на прогулке |
Июнь |
Заведующий |
2 |
Организация питьевого режима в летний период |
ежедневно |
Заведующий мед.сестра, |
3 |
Состояние условий в группе и на участках обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей |
Июль |
Заведующий
завхоз |
4 |
Выполнение режима дня, своевременность проведения всех режимных моментов и их длительность. |
еженедельно |
Заведующий,
Завхоз, мед.сестра |
5 |
Организация питания: витаминизация, контроль калорийности пищи. |
Июль |
Заведующий,
Завхоз, мед.сестра |
6 |
Создание условий для благополучного прохождения адаптационного периода вновь поступивших детей. |
Август |
Педагог-психолог,
Ст.воспитатель |
7 |
Хранение продуктов в летний период |
1 раз в месяц |
Заведующий,
мед.сестра, завхоз, |
8 |
Контроль готовности участков к приему детей |
ежедневно |
воспитатели |
9 |
Контроль осуществления режима проветривания |
периодически |
Заведующий,
мед.сестра |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Оформление родительских уголков и наглядной информации на стендах |
регулярно |
воспитатели |
2 |
Экскурсия по детскому саду для родителей вновь поступающих детей. |
Июнь-август |
Заведующий
воспитатели |
3 |
Консультации для родителей:
1. «Что нужно знать о закаливании»
2. «Адаптация в ДОУ»
2.«Обеспечение безопасности ребенка в летний период»
3. «Дети на дороге - как учить детей осторожности» |
Июнь
Июнь
Июль
Август |
Воспитатели
Педагог-психолог
Воспитатели
Воспитатели |
4 |
Общее собрание для родителей –
«На пороге учебный год!» |
Август |
Заведующий
ст.воспитатель,
педагог-психолог |
5 |
Привлечение родителей к посильному участию в благоустройстве групп, здания и территории детского сада. |
Июнь-август |
Заведующий, завхоз, воспитатели |
6 |
Оформление родительских выносных стендов по летней тематике. Оформление памяток для родителей |
Июнь-август |
Воспитатели |
7 |
Оформление родителями совместно с детьми различных тематических альбомов по экологии: «Наши питомцы», «Отдых на море», «Экскурсия в зоопарк» и т.д. по выбору родителей и детей |
Июнь-август |
Воспитатели |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Консультация для педагогов: «Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период» |
Июнь |
Муз.руководитель |
2 |
Организация и проведение конкурса «Эстетика оформления участка» |
До 1 сентября |
Ст.воспитатель педагог-психолог |
3 |
Консультация для воспитателей:
« Организация режима дня с учетом САнПИН » |
Июнь |
Заведующий |
4 |
«Организация двигательной активности детей в летний период» |
Июнь |
Инструктор по физ.культуре |
5 |
Консультации для воспитателей:
«Оздоровительная работа в летний период» |
Июль |
Мед.сестра |
6 |
Стендовые консультации для педагогов:
- «Посильный труд дошкольников на воздухе»
- «Использование существующей спортивной площадки для обеспечения необходимой двигательной активности детей»
- «Календарь летних праздников и их использование в работе с детьми»
- «Здоровье ребенка в наших руках» |
Июнь
Июль
Август
Август |
Ст.воспитатель
Инструктор по физ.культуре
Ст.воспитатель
Педагог-психолог |
7 |
Разработка проекта годового плана на 2016-2017 г. на основе аналитического отчета педагогов, данных результатов работы и современных концепций образования |
Август |
Ст.воспитатель, педагог-психолог |
8 |
Подготовка педагогического совета на тему: «Итоги летней оздоровительной работы» |
Август |
Ст.воспитатель, педагог-психолог |
ПЛАН ОБЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Праздник, посвященный Дню защиты детей «Дарим шар земной детям!» |
1 июня |
Муз.руководитель |
2 |
Спортивное развлечение «Моя Родина - Россия» |
15 июня |
Инструктор по физ.культуре
воспитатели старшей и подготовительной групп |
3 |
Развлечение «Правила дорожные знать каждому положено» |
5 июля |
Ст.воспитатель, воспитатели |
4 |
Споритивное развлечение «День Нептуна» |
19 июля |
Инструктор по физ.культуре |
5 |
Досуг «Огонь-друг и враг человека» |
5 августа |
Воспитатели старшей и подготовительной групп |
6 |
Развлечение «Летом правила движенья всем выполнять без исключенья » |
16 августа |
Инструктор по физической культуре,
муз.руководитель, воспитатели |
7 |
Развлечение «До свидания лето, здравствуй осень!» |
30 августа |
Муз.руководитель, воспитатели |
ПОСТРОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Планирование образовательной деятельности с детьми в летний период носит тематический характер. Используется общая тематика проводимых видов организованной и совместной деятельности в течение недели. Содержание их различно: оно зависит от возрастных и индивидуальных возможностей детей
Дата |
Тема блока |
01.06. - 03.06.2016гг. |
1 блок «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». |
06.06. - 10.06.2016гг. |
2 блок «Это - русская сторонка, это – Родина моя» |
14.06. - 17.06.2016гг. |
3 блок «У ПДД каникул нет!» |
20.06. - 24.06.2016гг. |
4 блок «Там, на неведомых дорожках» |
27.06. - 01.07.2016гг. |
5 блок «Раз ромашка, два ромашка» |
04.07. - 08.07.2016гг. |
6 блок «Играй, да дело знай» |
11.07. - 15.07.2016гг. |
7блок «Театральная гостинная» |
18.07. - 22.07.2016гг. |
8 блок «Природа-наш дом» |
25.07. - 29.07.2016гг. |
9 блок «Наши меньшие друзья» |
01.08. - 05.08.2016гг. |
10 блок «Неприятности, которые нас подстерегают» |
08.08. - 12.08.2016гг. |
11 блок «Юные исследователи» |
15.08. - 19.08.2016гг. |
12 блок «Неделя здоровья» |
22.08. - 26.08.2016гг. |
13 блок «Правила движенья достойны уваженья!» |
29.08. - 31.08.2016гг. |
14 блок «Неделя добрых дел» |