МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»

Приложение к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323

  

Дополнительныеразъяснения

посокращению и устранению избыточной отчетности учителей

 

Дополнительныеразъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей подготовленыДепартаментом государственной политики в сфере общего образования совместно соспециалистами  Общероссийского Профсоюзаобразования в целях оказания помощи в реализацииорганами, осуществляющими управление в сфере образования, руководителями образовательныхорганизаций мероприятий по сокращению и устранению избыточной отчетностиучителей,  изложенных в письме Министерства образования и науки РоссийскойФедерации и Общероссийского Профсоюза образования  16 мая 2016 г. № НТ-604/08/269 «О рекомендацияхпо сокращению и устранению избыточной отчетности учителей».

I.                   Общие положения.

Составлениеучителями той или иной отчётной документации определяется их должностнымиобязанностями.

Конкретные должностныеобязанности педагогических работников в соответствии с частью 6 статьи 47Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273) определяютсятрудовыми договорами и должностными инструкциями.

В качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащихконкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностейорганизации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентностиработников, применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказомМинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г.    № 761-н «Об утверждении Единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов ислужащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работниковобразования» (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития России
от 31 мая 2011 г. № 448н) (далее – квалификационные характеристики).

В соответствии с разделом«Должностные обязанности» квалификационной характеристики по должности«учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могутпредусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные ссоставлением отчётной документации:

разработка рабочей программы по предмету, курсу на основепримерных основных общеобразовательных программ;

осуществление контрольно-оценочнойдеятельности в образовательном процессе с использованием современных способовоценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведениеэлектронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневниковобучающихся).

Одновременно следует учитывать, что, при необходимостидолжностные обязанности, включённые в квалификационную характеристикуопределённой должности (в том числе учителя), могут быть распределены междунесколькими исполнителями (на основании пункта 3 раздела «Общие положения»квалификационных характеристик).

Необходимо также иметь в виду, что в зависимости от занимаемой должностипедагогических работников применяются положения, предусмотренные частью 6статьи 47 Закона № 273. Определено, что в рабочее время педагогическихработников в зависимости от занимаемой должности [1] включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числепрактическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися,научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическаяработа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или)индивидуальным планом, – методическая, подготовительная, организационная,диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планамивоспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иныхмероприятий, проводимых с обучающимися.

С учётом изложенного выполнение работы, не являющейсяпедагогической (например, сбор и (или) обработка информации о несовершеннолетнихлицах, проживающих на территории микрорайона), и составление связанных с неювидов отчётной документации не входят в рабочее время педагогическихработников, в том числе учителей. Следовательно, такая работа может выполнятьсятолько на добровольной основе, то есть с письменного согласия педагогическогоработника и за дополнительную оплату.

Кроме того, с письменного согласия учителя и с соответствующейдополнительной оплатой труда предусмотрено выполнениетаких дополнительных видов работы, которые непосредственно связаны собразовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ,заведование учебными кабинетами и др.).

СогласноМетодическим рекомендациям об осуществлении функций классного руководителяпедагогическими работниками государственных общеобразовательных учрежденийсубъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений,утверждённым приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21
(с изменениями [2] идополнениями) (далее – Методические рекомендации 2006 г.), ворганизационно-координирующие функции классного руководителя входит ведениедокументации (классный журнал, план работы классного руководителя).

Таким образом, в трудовыхдоговорах и должностных инструкциях учителей могут быть определены следующиедолжностные обязанности, связанные с составлением отчётной документации:

обязанности, предусмотренныеквалификационной характеристикой должности «учитель»;

дополнительно возложенные списьменного согласия учителей обязанности, непосредственно связанные собразовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда.

Потенциальным источником избыточной отчётности учителейявляется также их аттестация в случае проведения её в нарушение Порядкапроведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющихобразовательную деятельность, утверждённого приказом Минобрнауки России от 7апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации), являющегосяведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Как следует изПорядка аттестации, ни при аттестации в целях установления квалификационнойкатегории, проводимой по желанию педагогических работников, ни при аттестации вцелях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым имидолжностям, осуществляемой на основе оценки их профессиональной деятельности,не предполагается представление учителями какой-либо отчётной документации.

Нормы законодательства субъектов Российской Федерации всфере образования, устанавливающие правила проведения аттестации педагогическихработников, не предусмотренные Порядком аттестации, не подлежат применению, таккак в соответствии с частью 5 статьи 111 Закона № 273 со дня вступления в силуЗакона № 273 нормативные правовые акты органов государственной властисубъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования,применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 273 илииздаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам РоссийскойФедерации.

II.                Осуществление должностных обязанностей,связанных с обучением.

Вцелях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностныхобязанностей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее – органыисполнительной власти), и руководителям образовательных организаций (далее –организации) рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и(или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственнойитоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так каксоответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочиминструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которойпредусмотрено должностными обязанностями.

 

III.   Участие вразработке рабочих программ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона № 273 педагогические работники обязаны обеспечиватьв полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины(модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой. Как следует из части9 статьи 2 Закона № 273, рабочие программы учебных предметов,курсов, дисциплин (модулей) являются компонентами основной образовательнойпрограммы, которая в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 273самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющейобразовательную деятельность.

В свою очередь, как установлено пунктом 5 части 3 статьи47 Закона № 273, педагогические работники пользуются правом на участие вразработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов,курсов, дисциплин (модулей).

Таким образом, Законом № 273 предусмотренаразработка рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)организацией, а не рабочей программы конкретного учителя.

В соответствии с пунктом 19.5 приказа Минобрнауки Россииот 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действиефедерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования» (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31декабря 2015 г. № 1576), пунктом 18.2.2 приказа Минобрнауки России от17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования» (сизменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России
от 31 декабря 2015 г. № 1577) и пунктом 18.2.2 приказа МинобрнаукиРоссии
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями,внесёнными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578)(далее – ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результатыосвоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета,курса;

3) тематическое планирование суказанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

С учётом изложенногоруководителям организаций рекомендуется:

1)       предусматриватьраспределение должностных обязанностей по разработке рабочих программ учебныхпредметов, курсов, дисциплин (модулей) между несколькими учителями, не включаятакие обязанности, например, в трудовые договоры с лицами, впервые поступившимина работу по специальности, в течение первых двух лет после получения имисреднего профессионального или высшего образования;

2)       обеспечиватьсвободный доступ учителей к утверждённым рабочим программам организации дляиспользования их в работе, в том числе для реализации права на участие вразработке на их основе (например, в ходе апробации) усовершенствованныхрабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

3)       не ограничивать приутверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)право учителей на использование как типовых
(без необходимости их перепечатки), так и авторских рабочих программ присоответствии их требованиям ФГОС.

Одновременно обращается внимание на то, что органыисполнительной власти и организации дополнительного профессиональногообразования не вправе устанавливать обязательную для использования типовуюструктуру рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В свою очередь, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерациейполномочия в сфере образования, не вправе применять требования о соответствиирабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) неким шаблонам(по структуре, количеству и наименованию столбцов, объёму и т. д.), адолжны руководствоваться требованиями ФГОС для проведения их качественного(содержательного), а не количественного (формального) анализа.

IV. Осуществление контрольно-оценочнойдеятельности посредством электронногожурнала и дневников обучающихся.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 44 Закона № 273родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют правознакомиться с оценками успеваемости своих детей.

Согласно пунктам 4, 28 и 60 распоряжения ПравительстваРоссийской Федерации от 25 апреля 2011 г. № 729-р в перечень услуг, оказываемыхгосударственными и муниципальными учреждениями и другими организациями ипредоставляемых в электронной форме, входит предоставление информации о текущейуспеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.

Ведение электронного журнала и дневников обучающихсявходит в должностные обязанности учителя.

В целях сокращения отчётности учителей при веденииэлектронного журнала и дневников обучающихся органам исполнительной власти ируководителям организаций предлагается:

1)       исключить практикудублирования ведения электронных и бумажных журналов и дневников, посколькуполный перевод в электронный вид государственных и муниципальных услуг попредоставлению информации о текущей успеваемости учащегося, ведению дневников ижурналов успеваемости должен был завершиться к 1 января 2014 г.(письмо Минобрнауки России  от 15 февраля2012 г. № АП-147/07
«О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемостив электронном виде»);

2)       учесть, чтосогласно квалификационной характеристики должности «учитель» ведениеэлектронных журналов и дневников обучающихся может быть включено в должностные обязанностиучителя исключительно в рамках осуществления им контрольно-оценочнойдеятельности в образовательном процессе, в связи с чем в случае утверждениядополнительного перечня услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерациигосударственными и муниципальными учреждениями и другими организациями [3] ,осуществление учителями при ведении электронного журнала и дневниковобучающихся иных видов деятельности, кроме контрольно-оценочной, непредполагается;

3)       исключить практикуобязательного ведения учителями вспомогательных рубрик электронного журнала идневников обучающихся [4] ,так как в части осуществления учителем контрольно-оценочной деятельности вусловиях информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) родителям(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся гарантировано лишьправо знакомиться с оценками успеваемости своих детей (пункт 4 части 3 статьи44 Закона № 273), а осуществление иной связи учителя с родителями(лицами, их заменяющими) не требует обязательного использования учителем ИКТ;

4)       обеспечитьустановление адекватных для соблюдения учителями сроков выставления ими оценокуспеваемости [5] (например, при обучении по образовательным программам начального общегообразования – в течение 3 календарных дней, а по образовательным программам основногообщего и среднего общего образования –
в течение 7 календарных дней, но не позднее даты проведения промежуточнойаттестации обучающихся).

 

           V. Участие в деятельности педагогическогосовета и методических объединений.

Вдолжностные обязанности учителя включается участие в деятельностипедагогического и иных советов образовательной организации, а также вдеятельности методических объединений и других формах методической работы.

Вцелях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностныхобязанностей органам исполнительной власти и руководителям организацийнеобходимо:

1)       исключить практику запроса у учителей планов реализацииметодической темы, отчётов об их выполнении и иной избыточной документации;

2)       учесть, что составление протоколов заседанийпедагогического и иных советов образовательной организации относится кфункционалу администрации организации, а выполнение функций секретаря припроведении таких мероприятийне входит в должностныеобязанности учителей, в связи с чем может выполняться ими с их письменногосогласия и за дополнительную оплату труда.

 

VI. Дежурство ивыполнение правил по охране труда.

Вдолжностные обязанности учителей входит обеспечение жизни и здоровьяобучающихся во время образовательного процесса, в связи с чем предусматриваютсяпериодические кратковременные дежурства ворганизации в период осуществления образовательного процесса.

Кроме того, в должностные обязанности учителей входит выполнениеправил по охране труда и пожарной безопасности, для чего педагогическиеработники обязаны проходить в установленном законодательством РоссийскойФедерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда(пункт 10 части 1 статьи 48 Закона № 273).

Привыполнении указанных должностных обязанностей составление учителями какой-либоотчётности о кратковременных дежурствах в организациии оходе выполнения правил по охране труда и пожарной безопасности не требуется.

 

VII. Реализация календаря образовательных событий.

Ежегодно Минобрнауки России рекомендует (посредствомписем в адрес руководителей органов исполнительной власти) включать в программывоспитания и социализации образовательные события, приуроченные кгосударственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датамроссийской истории и культуры, а также Всероссийские тематические уроки.

Во избежание составления учителями отчётной документациипри реализации мероприятий, предусмотренных календарём образовательных событий,следует:

органам исполнительной власти:

1)       исключить практикузапроса отчётов и фотоотчётов о проведении в организациях Всероссийскихтематических уроков и образовательных событий, приуроченных к государственным инациональным праздникам Российской Федерации, памятным датам российской историии культуры, а также местным памятным датам и событиям, так как разработка иутверждение образовательных программ организаций относится к компетенции организации(пункт 6 части 3 статьи 28 Закона № 273), а письма о проведенииперечисленных мероприятий носят рекомендательный характер;

2)       при необходимостиполучения информации о статистике реализации в организациях конкретныхобразовательных событий – использовать материалы, размещённые в новостныхрубриках на официальных сайтах организаций в информационно-телекоммуникационнойсети общего пользования «Интернет» (далее – сеть «Интернет»);

3)       при необходимостиполучения от организаций информации по заданным параметрам и (или)фотоматериалов – указывать в соответствующих запросах на недопустимостьвозложения подготовки и представления данной информации и (или) материалов научителей;

4)       учитывать, чтозадачей реализации календаря образовательных событий является фактическое приобщениеобучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальнымценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контекстеформирования у них российской гражданской идентичности, а не формальноепредставление отчётов о достижении рекордных статистических показателей припроведении соответствующих мероприятий;

руководителям организаций:

не допускать практику переадресации учителям, в том числеосуществляющим функции классных руководителей, подготовку отчётов и фотоотчётово реализации тех или иных образовательных событий, поскольку в рабочее времяпедагогических работников включается учебная (преподавательская) ивоспитательная работа (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а не составлениеотчётов о её выполнении.

 

VIII. Выполнение учителями с их письменного согласиядополнительных обязанностей, непосредственно связанных с образовательнымпроцессом, за дополнительную оплату.

1.     Классноеруководство.

В целях сокращения отчётной документации при возложениина учителей с их письменного согласия обязанностей по классному руководствурекомендуется:

органам исполнительной власти:

1)       учитывать приорганизации воспитательной работы (в том числе планировании её кадровыхусловий), что Методическими рекомендациями 2006 г. предусмотрено ведениеклассными руководителями только двух видов документации:

классного журнала;

плана работы классного руководителя;

2)       указывать винформационных запросах, направляемых в адрес органов местного самоуправления,регулирующих отношения в сфере образования, и касающихся воспитательной,социальной, психологической и иной работы с обучающимися, что представлениезапрашиваемой информации не предполагает её сбор и (или) обработку учителями, втом числе осуществляющими функции классных руководителей;

руководителям организаций:

1)       руководствоватьсяпри определении функций классных руководителей в трудовых договорах с учителямиМетодическими рекомендациями 2006 г., не допуская расширения видов отчётнойдокументации, связанных с осуществлением соответствующих функций, по сравнениюс рекомендованным перечнем:

классный журнал (при ведении электронного журнала – безего дублирования в бумажной форме и без возложения на учителей обязанностей пораспечатке страниц с итоговыми оценками успеваемости для личных делобучающихся, относящейся к функционалу администрации организации);

план работы классного руководителя;

2)       не допускатьвключения в обязанности учителей, выполняющих функции классных руководителей,составления отчётной документации и (или) представления информации, входящей вдолжностные обязанности других педагогических работников(«педагогов-организаторов», «социальных педагогов», «педагогов-психологов») всоответствии с квалификационными характеристиками (например, формированиесоциальных паспортов, психолого-педагогических характеристик классов ит. п.);

3)       не допускатьвыполнения классными руководителями функций органов, осуществляющихобщественное управление в сфере образования (например, составления протоколовродительских собраний, относящихся к компетенции родительских комитетов);

4)       не допускатьвключения в обязанности классных руководителей составления отчётнойдокументации и (или) представления информации, связанной с выполнениемфункционала правоохранительных органов, органов управления здравоохранением,опеки и попечительства и т. д. (например, составления  актов посещения жилых помещений, в которыхпроживают обучающиеся, списков обучающихся и их родителей (законныхпредставителей), состоящих в религиозных организациях, информации о проведениипрофилактических прививок и т. п.);

5)       оптимизироватьпроцедуры сбора и обработки персональных данных обучающихся, составления иххарактеристик, заполнения журналов инструктажа, а также классного журнала сцелью исключения нерациональных затрат времени классных руководителей.

2.     Проверка письменныхработ.

В целях исключения составления учителями отчётнойдокументации при проверке письменных работ (контрольных, самостоятельных,лабораторных работ, тетрадей, сочинений, контурных карт и т. д.) необходимо:

органам исполнительной власти и органам исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные РоссийскойФедерацией полномочия в сфере образования, – не допускать практики запросов оторганизаций результатов анализа письменных работ (статистики и разбора типичныхошибок, информации об их профилактике и т. п.);

руководителям организаций – не вменять в обязанностьучителей составление отчётности, связанной с проверкой письменных работ, таккак показателями объёма и качества выполнения соответствующей работы являютсятолько сами проверенные работы, а критерием эффективности работы над ошибками –объективная положительная динамика образовательных результатов.

3.     Заведованиеучебными кабинетами.

В целях недопущения составления отчётной документации привозложении на учителей с их письменного согласия обязанностей по заведованиюучебными кабинетами руководителям организаций необходимо исключить требования кним, связанные с составлением инструкций по охране труда, паспортизацией иинвентаризацией материально-технического (в том числе учебно-методического)оснащения учебных кабинетов.

4.     Руководствошкольными методическими объединениями (далее – ШМО).

Органам исполнительной власти и руководителям организацийв целях исключения требований к учителям о составлении отчётной документациипри возложении на них с их письменного согласия обязанностей по руководству ШМОнеобходимо учитывать, что:

1)       решение оформировании ШМО принимается организациями самостоятельно, так как Законом№ 273 требования к их наличию не установлены;

2)       обязанности по составлениюруководителями ШМО отчётной документации (планов и графиков работы, протоколовзаседаний, отчётов о выполнении планов и т. п.) и представлению её врайонные методические объединения не установлены, поскольку задачей последнихявляется оказание методической поддержки учителям (посредством трансляциипередового профессионального опыта, консультаций по актуальным методическимпроблемам  и т. д.), а неосуществление функций по контролю (надзору) и (или) статистическому обобщениюрезультатов их деятельности;

2 ноября 2016 в 10:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.