МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»

Консультация для педагогов «Умение расслабиться, как составляющая стрессоустойчивости дошкольников» педагога – психолога Ткачевой Татьяны Васильевны

 Умение расслабиться в ситуации, когда мы испытывали отрицательные эмоции, перенесли стресс, имеет большое значение. Однако, недостаточно просто полежать на диване и посмотреть телевизор.

Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который возможно с помощью мышечной релаксации, используемой как для взрослых, так и для детей.

Такая специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников, как умение расслабиться, связана с переработкой стресса, в то время как самопринятие и оптимизм позволяют избежать стресса благодаря тому, что ситуация не воспринимается как угрожающая.

Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела. В начале ХХ века Э. Джекобсон, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Это связано с наличием, так называемых кортико–мышечных связей. Избыточное напряжение коры головного мозга способствует немедленной реакции возбуждения мышц. Например, в различных стрессовых ситуациях мы можем непроизвольно поджимать губы, хмурить брови, сжимать кулаки, напрягать плечи, спину, живот и т.д. Причем, чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Когда она идет на убыль, мышечное напряжение также уменьшается. Но если мышцы были в напряжении достаточно долго, то они могут не расслабиться полностью, и возникают так называемые мышечные зажимы. Такое напряжение само по себе становится источником поддержания фона негативных эмоций и психосоматических заболеваний.

Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к торможению деятельности коры головного мозга и соответственно снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Однако обычные действия, которые мы привыкли считать расслабляющими (спокойно посидеть или полежать, посмотреть телевизор, пообщаться с друзьями и т.п.), как правило, не обеспечивают стопроцентного эффекта. Например, спокойно сидя в рабочем кресле, большинство педагогов, скорее всего, чувствуют некоторое напряжение мышц плечевого пояса, наличие «мышечного зажима». Последствиями этого могут стать непонятно как возникающее недовольство и остеохондроз как одно из психосоматических заболеваний.

Группа специальных методик (приемов) обеспечивает практически полное расслабление мышц. Рассмотрим некоторые из них применительно к дошкольнику.

Методика мышечной релаксации.

Признанная во всем мире методика расслабления мышц Э. Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация» (от латинского relaxation – расслабление) была разработана для взрослого человека и составляет основу всех модификаций техник для дошкольников.

Взрослый человек, обученный данной методике, способен достаточно долго сознательно работать с группами мышц для достижения расслабления всего тела. Релаксационные упражнения для дошкольника условно можно разделить на две группы:

Упражнения для расслабления отдельных групп мышц (например, шеи, рук, ног, туловища);

Направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные (не все, как для взрослого человека) группы мышц.

Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно. Это может быть берег реки или озера, море или лес, конкретное место парка и т.п. если педагог работает с одним ребенком, стоит попросить дошкольника описать это место. При работе с группой нужно ориентироваться на реалии, характерные для данного населенного пункта и соответствующие внутреннему миру детей, либо просто вообразить такое место. Если взрослый, осваивающий методику релаксации, сам может управлять своим дыханием и визуализацией, то при работе с дошкольниками важна инструкция педагога.

Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации может применяться в двух ситуациях: для снятия напряжения и профилактики мышечных зажимов после напряженных дней и для расслабления после напряженных дней и для расслабления после стрессовых событий. В последнем случае перед релаксацией (за 1-2 и более часов) целесообразно провести беседу с ребенком. Нужно объяснить ему, что не следует воспринимать стрессовое событие как очень тягостное и неприятное, стоит увидеть в нем и позитивные моменты. Для этого нужно выполнить так называемую когнитивную переоценку события, способствующую более позитивному восприятию ребенком случившегося, ведь негативные мысли угнетают и вызывают напряжение мышц. Если научить дошкольника в любом негативном событии находить позитивные стороны, то стресс для него окажется минимальным.

Выполняя когнитивную перестройку, вначале следует согласиться с тем, что негативные эмоции, которые испытывает ребенок, вы вполне понимаете и разделяете, и уже потом «обнаружить» позитивные стороны. Например, «Я понимаю, что ты расстроена тем, что Лена наступила на твою веточку, и она сломалась. Я тоже опечалена этим. В то же время, Лена извинилась и сказала, что она нечаянно наступила, она не знала, что тут лежит веточка, которая тебе очень нравится. А что полезного и хорошего мы узнали сегодня? То, что если у нас есть какая-то ценная для нас вещь, то ее нужно класть на место, в котором ее невозможно сломать или испортить. Что мы можем сделать, чтобы «вернуть» веточку? – нарисовать про нее рисунок, пойти еще раз к тому кустику, с которого мы ее сорвали, и поискать еще такую красивую веточку, и даже несколько. Сделать из них букет и т.п.».

Итак, чтобы провести когнитивную перестройку восприятия дошкольником стрессового события, необходимо вначале присоединиться к его эмоциям, затем оценить положительные стороны события и в заключение наметить действия, которые ребенок самостоятельно или вместе с взрослым может выполнить для улучшения ситуации. Не обращать внимания на проблему или ругать ребенка (например, «ты сама виновата тем, что положила веточку на то место, где на неё легко наступить»), значит нарушать положительную эмоциональную связь, создавать условия для того, чтобы он замкнулся, не делился своими переживаниями, понижать его самооценку.

Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации

Э. Джекобсона, сочетающаяся с элементами визуализации и контроля дыхания, представлена в приложении 1 в качестве инструкции (слов) взрослого для ребенка или группы детей. Педагог говорит спокойно, медленно, расслабленно, а когда поступает команда к напряжению – энергично, активно.

Помимо модификации методики Э. Джекобсона, обеспечивающей фактически полное расслабление мышц, в работе с дошкольниками можно использовать и другие способы. Они способствуют расслаблению в меньшей степени, но применение их целесообразно, так как разнообразная деятельность сама по себе интересна и привлекательна для детей дошкольного возраста.

Детский массаж «Солнышко» представляет собой поглаживание и вызывает расслабление мышц и эмоциональное спокойствие. Взрослые знают, что если успокаивать плачущего ребенка не только словами, но и прикосновениями, он быстрее перестает плакать. «Массаж» - комплекс приятных для ребенка касаний – он будет воспринимать как игру, результатом которой станет мышечное и эмоциональное расслабление. Все прикосновения и поглаживания выполняются руками взрослого по спине дошкольника, который может быть в рубашке или платье. Толстые свитера или кофты лучше снять, чтобы не мешали ощущениям. Ребенок может лежать на животе, стоять или сидеть. Возможно также выстроить несколько дошкольников в две шеренги (первая спиной ко второй), и дети из второй шеренги делают массаж детям из первой шеренги по инструкции и показу педагога, а затем меняются местами. Слова произносятся спокойным голосом. Инструкция по проведению массажа представлена в приложении 2

Физкультура и спортивные игры не только заряжают ребёнка позитивными эмоциями, но и снимают мышечные зажимы благодаря естественному напряжению мышц в процессе выполнения упражнений и последующему их расслаблению.

Тёплая вода также способствует расслаблению. Купание с игрушками позволяет дошкольнику отдохнуть и естественным образом переключить внимание на игру.

Небольшие сухие бассейны разной формы, наполненные шариками, дают детям разнообразные тактильные ощущения не только стоп, что очень полезно, но и всех групп мышц. Сочетание мягких приятных надавливаний с наблюдением за разноцветными шариками и возможностью игры – хорошее средство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Режим дня не только облегчает физиологическую деятельность организма, но и является способом психологической организации деятельности человека. Привычка к его соблюдению позволяет дошкольнику легко и естественно включиться в выполнение любой деятельности, оставив в прошлом стрессовое событие.

Таким образом, более полной переработке стресса, исключению его негативных физиологических последствий в виде психосоматических заболеваний способствует мышечное расслабление ребёнка. Оно достигается путем комплексного применения специальной техники прогрессивной мышечной релаксации для дошкольников и приемов, способствующих расслаблению. В послестрессовый период эти техники и приемы должны сочетаться с беседой, обеспечивающей когнитивную переоценку стрессового события.

 

Приложение 1.

Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации

Э. Джекобсона

Первый шагобщее расслабление ребёнка через визуализацию «спокойного места» с подключением слуховых (аудиальных), двигательных (кинестетических), тактильных представлений. В процессе инструкции важно давать детям время представить то, о чем говорит педагог.

Второй шаг – обеспечение спокойного дыхания, что само по себе предусматривает расслабление.

Третий шаг – подготовительный к освоению техники релаксации.

С четвертого по седьмой шаг – последовательное «сверху вниз» напряжение и расслабление соответствующих групп мышц, а также запоминание расслабленного состояния конкретных групп мышц.

Восьмой шаг – запоминание расслабленного состояния всего тела.

Девятый шаг – инструкция к запоминанию и применению.

Десятый – переход в группу.

Инструкция взрослого

 

Действия детей

Как-то раз решили дети совершить путешествие по сказочному лесу. Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой и перенесла их туда. Идут дети по лесной тропинке не торопясь, спокойно, чтобы всё увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Вокруг красивые ели, сосны и березы (можно ими полюбоваться), слышен легкий шелест листьев (кукует кукушка, стучит дятел). Под деревьями – мягкая трава – мурава (можно её потрогать), где-то кустик с ягодкой малинкой (можно ее сорвать и съесть), где-то брусничка (можно ее сорвать и съесть). Легкий теплый ветерок обдувает лицо, руки, тело и ноги (приятно его ощутить).

Переход в сказку. Дети идут, любуются, слышат, трогают, срывают и едят, чувствуют.

Чувствуются ароматы леса: деревьев, цветов и кустов. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух… И выдохнуть… Вдохнуть… И выдохнуть… Вдохнуть… И выдохнуть…

 Спокойно и глубоко дышат.

Подошли дети к сказочному лесному озеру. Перед ними – спокойная голубая вода, а под ногами – желтый песок. Решили они отдохнуть, полежать на песочке. Легли, закрыли глаза. Вдыхают полной грудью приятный лесной воздух… Выдыхают Вдыхают…Выдыхают… Вдыхают…Выдыхают…

Идут, ложатся, закрывают глаза, спокойно и глубоко дышат.

Тут из-за дерева вышел луч солнца и попал каждому на лицо. Сильно-сильно зажмуриваем глаза и напрягаем лицо. Еще сильнее… держим напряжение… держим… Спрятался лучик солнца – расслабили лицо и глаза. Как приятно… (Повторяем еще 1-2 раза)

Напрягают и расслабляют лицо и глаза. Запоминают ощущение полного расслабленного лица.

И под ладонями рук – теплый песок. Взяли немножко песка и сильно-сильно сжали кулачки. Еще сильнее напрягли… Держим… Держим… Держим… Расслабили. Почувствовали, как приятно расслабление… Как приятно… (Повторяем еще 1-2 раза).

Аналогично для рук.

И тут на животик каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите животики… Еще сильнее… еще сильнее… Держим напряжение… Держим… Расслабили… Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление… (Повторяем еще 1-2 раза).

Аналогично для живота.

А сейчас на ноги каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите ноги… Еще сильнее… Еще сильнее… Держим напряжение… Держим… Расслабили… Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление… (Повторяем еще 1-2 раза).

Аналогично для ног.

Лежим… Как приятно, когда тело расслаблено, оно отдыхает… Запомните это ощущение…

Запоминают ощущение расслабленного тела.

Когда вы захотите отдохнуть или расслабиться, можете вспомнить путешествие по сказочному лесу, его деревья, травы и ягоды, лесное озеро и то, как можно хорошо расслабиться. Вначале сильно-сильно напрягите мышцы, а затем расслабьте. Сверху вниз. Лицо, потом руки, потом живот, затем ноги.

Получают инструкцию на запоминание.

Вдохнули лесной воздух… Выдохнули… Повернулись на бок… Сели… Добрая фея взмахнула волшебной палочкой , и мы в группе…

Возвращение в группу.

Приложение 2.

Инструкция по проведению детского массажа «Солнышко»

Инструкция

Движения по спине ребёнка

Вышло солнышко

(повторяем 2-3 раза)

Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине ребенка. Движения достаточно медленные, нажим не сильный, но и не слабый.

От него расходятся лучики (повторяем 2-3 раза)

Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны.

Вышли тучки (повторяем 3-5 раз)

Ладонями правой и левой рук одновременно выполняются поглаживающие круговые движения по всей спине ребёнка.

Пошел дождик, его маленькие капельки падают на землю (повторяем 2-3 раза)

Пальцы правой и левой рук одновременно ласково (несильно) постукивают по спине ребенка.

Пошел сильный дождь, его капли падают на землю (повторяем 2-3 раза, голос более активный)

Пальцы правой и левой рук одновременно сильно (но не больно) постукивают по спине ребенка.

Вышли тучки (повторяем 3-5 раз)

Ладонями правой и левой рук одновременно выполняются поглаживающие круговые движения по всей спине ребёнка.

Вышло солнышко

(повторяем 2-3 раза)

Палец правой руки рисует (несколько раз обводит) круг на спине ребенка. Движения достаточно медленные, нажим несильный.

От него расходятся лучики (повторяем 2-3 раза)

Указательные пальцы правой и левой рук одновременно рисуют линии от круга. Проводятся несколько линий в стороны.

29 ноября 2013 в 14:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.