МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Консультация для педагогов "Самомассаж, как средство профилактики простудных заболеваний" воспитателя Светличной Анны Сергеевны.Многочисленные вирусы атакуют нас со всех сторон,многие задаются вопросом: какие способы борьбы с ними, а также профилактикиявляются наиболее эффективными и безвредными для организма? Существует массановомодных препаратов, чья задача - поддержание и укрепление иммунной системы,но не стоит забывать про проверенные веками народные способы, в том числе,точечный самомассаж и оздоровительную гимнастику. Регулярныйсамомассаж и гимнастика повышают сопротивляемость организма различным вирусам,а во время течения болезни позволяют легче перенести ее и быстреевосстановиться. Но нужно помнить, что в период острого состояния, а тем болеепри высокой температуре, которая зачастую сопровождает инфекционныезаболевания, массаж и гимнастика строго противопоказаны. Дождитесь, покатемпература нормализуется и приступайте. Несложные и очень эффективные упражнения помогутвам укрепить иммунитет и противостоять вирусам ОРВИ и даже гриппу. Обучать детей массажным приемам лучшев игровой форме, при этом следует учить их не давить с силой на активные точки,а легко надавливать на них, мягко массировать или легко поглаживать. Для тогочтобы сформировать у ребенка хорошую привычку регулярно выполнять массаж, этозанятие должно нравиться ему и доставлять удовольствие. Можно применять,например, музыкальное сопровождение или стихотворные формы. Игровой массажразвивает фантазию детей, они ярко представляют бегущего паучка или бредущего полесу медведя. Способствует массаж и сенсорному развитию, во время игровогомассажа ребенок воспринимает голосовые интонации, музыкальный тембр и ритм,текстовое содержание, развивает память малышей, они быстро запоминают песенки истихи. Игровой массаж, как и физическиеупражнения, применяется для профилактики, а также лечения разных заболеваний.Овладеть приемами массажа может каждый. Массаж служит средством приобщениядетей 4-5 лет к здоровому образу жизни. Благодаря регулярным занятиям массажемукрепляется физическое здоровье малышей, ускоряется умственное развитие, аотстающие в развитии детки смогут быстро догнать своих ровесников. Поэтомуважно, чтобы занятия массажем проводились регулярно и стали хорошейпривычкой. В работе с детьми часто используют такуюформу, как пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз,релаксацию. Систематические упражнения пальцев являются мощным средствомповышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, чтогимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память,внимание ребёнка. Гимнастика для глаз помогает детямснять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Релаксация – это снятие напряжения,расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации взяты приемы подыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению. Упражнения порелаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказываютположительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, незамыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находитьпричины этого состояния. Упражнения по релаксации можно проводить для детей,начиная с 4-х лет, но при этом они должны быть в доступной игровой форме.
Одним из самых эффективных методов являетсяточечный массаж биологически активных точек по системе профессора АллыАлексеевны Уманской, разработанный в Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.
Метод высоко эффективен для профилактикии лечения гриппа и ОРЗ, его эффект обусловлен усилением кровообращения вслизистых полости носа и ее пазух, а для сторонников альтернативной медицины -в восстановлении функции энергетических каналов.
Правила проведения массажа по системе А.А.Уманской:1. Точечный массаж необходимо выполнять строго в последовательности, соответствующей нумерации на схеме.
Биологически активные зоны, описание
Зона 1.
Связана со слизистой трахеи,бронхов, а также с костным мозгом грудины. В результате воздействия проходиткашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение
Зона 2 (яремная ямка).
Связана со слизистой трахеи ивилочковой железой – центральным органом иммунной системы. При воздействии нанее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям Зоны 1 и 2 — основа основ.Наше кроветворение. Наш иммунный статус. Крепкая защита организма. Зона 3
находится в развилкахсонных артерий. Связана со слизистой гортани, глотки, с каротиднымгломусом и щитовидной железой. При воздействии на эти зоны регулируетсяхимический и гормональный состав крови(улучшает выработку инсулина и другихгормонов), улучшается голос, исчезает охриплость Зона 4
верхние отделы шеи, в области1-5-го шейных позвонков. Связана с задней стенкой глотки, с верхним шейнымсимпатическим ганглием, который регулирует деятельность всех сосудов головы,шеи и туловища. Нормализуется вегето сосудистый тонус. Проходят головные болии головокружения
Зона 5
находится в области 7-гошейного и 1-го грудного позвонков. Связана со звёздчатым вегетативным ганглием,который иннервирует сосуды трахеи, бронхов, сердца и вилочковой железы. Воздействие на зоны 4 и 5дает колоссальный оздоровительный эффект: нормализует вегетососудистый тонус,улучшает кровообращение, работу головного мозга, оздоравливает миндалины,помогает снять боли в голове, ушах, шее. Зона 6
находится в местах выходавторой ветви огромного тройничного нерва. Связана со слизистой среднего уха,вестибулярным аппаратом. При воздействии на эти зоны перестают болеть уши,улучшается слух, ускоряется развитие речи, предупреждается заикание иуменьшаются головокружения в транспорте, на качелях. Массаж улучшаетносовое дыхание, состояние зубов, слизистых носа и гайморовых пазух,стимулирует организм на выработку собственного интерферона и другихантивирусных веществ. Зона 7
выход первой веткитройничного нерва. Связана со слизистыми лобных пазух решетчатых костей носа, атакже лобными отделами мозга. Уменьшается головная боль, косоглазие. Улучшаетсяпамять, внимание, трудоспособность Зона 8 (ушные козелки).
Связана со слизистымиоболочками гайморовых пазух и полости носа, а также со стволовыми структурамимозга и гипофиза. Это “зона жизни”. При воздействии на нее дыхание становитсясвободным. Улучшается настроение, поведение, характер, нормализуется рост и вес Зона 9
находится на кистях рук. Рукичеловека связаны через верхний шейный и звёздчатый симпатические ганглии совсеми органами. Большой и указательный пальцы занимают самую большуюповерхность в коре головного мозга. Воздействие на зоны рук приводят кнормализации многих функций организма и усиливают работу всех вышеперечисленныхзон. Нажимая на перечисленныезоны, мы включаем в работу главные органы и структуры (мозг, гипофиз,гипоталамус, вилочковую и щитовидную железы, шейный отдел спинного мозга,костный мозг грудины, нервные узлы и т.д.), отвечающие за жизнедеятельностьвсего организма: кроветворение, кровообращение, сосудистый тонус, дыхание,обмен веществ, состояние иммунитета, интеллект, память, речь, зрение, слух,обоняние, эмоции и т.д.
Методика проведения
Ваше общение с малышом должноприносить только радость. Поэтому заранее снимите все украшения с рук, вымойтеруки и смажьте питательным кремом. Воздействие на биоактивныеточки — не массаж в привычном смысле слова! Надавите на кожу подушечками одногоили нескольких пальцев. Более слабое воздействие возможно в профилактическихцелях, максимальное — в лечебных. Затем сделайте вращательные (как бы ввинчиваяшуруп) движения — 9 раз влево и столько же вправо — и переходите к следующейзоне. Можно начать считать: „раз и два, раз и два" — это именно тотдиапазон, в котором работает наша вегетативная нервная система. Симметричные зоны 3 и 4массируют иначе. Для этого одновременно двумя руками делают растирающиедвижения пальцами (всегда сверху вниз!) от задней к передней поверхности шеи.Другие симметричные зоны (6, 7, 8) тоже массируйте одновременно. Воздействовать на биозоныследует в определенном порядке. Начинаем всегда с зоны 1, после чегопоследовательно переходим к зонам 2, 3 и т.д. Почему нельзя менять их местами?К примеру, вы помассируете только крылья носа (зона 6) и этим ограничитесь,что, конечно, улучшит кровообращение в данной области. Но свежего притока новыхактивных кровяных лейкоцитов не произойдет. Почему? Вы проигнорировали зоны 1 и2, не „настроили" костный мозг грудины, отвечающий за кроветворение, невключили в работу вилочковую железу, синокаратидные и аортальные клубочки,контролирующие химический состав крови. Поэтому эффект хотя и будет, но нетакой, как хотелось бы. Что вообще происходит привоздействии на биоактивные точки и зоны? Вы только еще собираетесь прикоснутьсярукой к тому или иному участку кожи, а импульсы уже побежали в центральныеорганы управления организмом, где получают приказ: а ну-ка, посмотрите, все лина этом участке нормально и правильно функционирует? И если так оно и есть, топроисходит отбой. Но стоит только прикоснуться рукой к участку кожи, тесносвязанному с тем или иным органом или структурой, которые изначальнонеправильно сформировались и продолжают функционировать с нарушением, как тутже огромное количество сигналов тревога идет в головной мозг, иммунную иэндокринную систему и другие органы управления с требованием немедленнопомочь... И тогда включается в работу весь организм. Определение эффективности массажа
После того как вы пробудилиорганизм надо дополнительно осмотреть малыша. Осторожно проверьте биозоныгрудины, шеи, лица, позвоночника, ягодиц, рук и ног ребенка. К примеру, выслегка нажали возле левого крыла носа (или в другой биоактивной точке), аребенок никак не отреагировал, тогда можно предположить, что в этой области всеспокойно. Нажимать на кожные покровы надо очень осторожно. Если ребенок плачет,старается увернуться, не прилагайте усилий. Достаточно легко дотрагиваться дотой или иной биозоны, проверяя, действительно ли она более чувствительна, чемте, что расположены по соседству. Если да, то массируйте ее чаще, пока пореакции ребенка не поймете, что боль прошла. Постоянно проводя такоеобследование на каждом этапе развития ребенка, вы сможете „вылечить"болезненные места. Кроме того, мама обязательно заметит, что малыш сталзначительно спокойнее, лучше спит и ест, быстрее развивается физически. На первых порах это важноезанятие целиком поглощает все внимание мамы. Постепенно ребенок приучаетсявоздействовать на свои кожные биозоны самостоятельно. Стоит только мамепредложить: „Давай-ка сделаем массаж!" — как малыш тут же прикладываетпальчики к телу. Ну а более старшие дети понимают, насколько их действия важныдля здоровья. Надо подчеркнуть, что методдоктора Уманской действует только при регулярном применении. Если вы будете тоначинать, то бросать, только дезорганизуете иммунную систему. В отличие отчудесных и быстрых исцелений, на которые щедры многие, Уманская не обещаетмгновенных результатов. Метод эффективен тогда, когда он стал привычкой — какумывание по утрам. Однако известно немало случаев благотворного действияточечного массажа уже через месяц-два.
Можноначать с обучения малыша точечному массажу. Случалосьли Вам погладить по голове плачущего ребенка, успокаивая его? А сколько раз Вырастирали замерзшие пальцы или похлопывали по спине закашлявшегося приятеля?Эти привычные, естественные действия, по сути своей, являются массажнымиприемами. Массаж— это прекрасный способ снять усталость и подготовиться к интенсивнымнагрузкам, естественный и физиологичный метод лечения. Массаж оказываетблаготворное воздействие на организм в целом, при условии, если он выполняется умереннои добросовестно. Сегоднямы поговорим о точечном массаже. Точечный массаж приводит к нормализациимикроциркуляции за счет включения резервных капилляров и артериально-венозныханастомозов в массируемой зоне. Во время проведения пальцевого массажа происходитраздражение прежде всего рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук,импульсы от которых проходят одновременно в подкорковые структуры, а также вспинной мозг, вызывая одновременную активизацию важнейших нейроэндокринныхобразований и связанных с ним органов. Массаж повышает защитные свойстваоболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действиеммассажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например,интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Передтем как приступить к занятиям с ребенком, необходимо немного подготовиться:остричь ногти, вымыть тщательно руки и согреть их. Однако прежде изучитевнимательно методику, попробуйте на себе и затем, играя, во время чтения показывайтеприемы малышу. Дети открыты и восприимчивы ко всему новому, а умение ухаживатьза собой и оказывать помощь при недомогании придаст малышу уверенность в себе ижизнерадостность. А семья получить заботливого доктора! Эффективность точечногомассажа в полной мере проявляется лишь при регулярном и систематическомприменении. Но полный успех будет определяться еще и тем, насколько Вы сумеетезаинтересовать малыша и вовлечь его в процесс. Стихотворное изложение"методики" позволяет привлечь внимание детей, легче освоить порядоквоздействия и помогает быстро преодолевать свой недуг. Это своего родагимнастика.
Как вводную, ознакомительнуючасть можно использовать «Сказку о вирусятах»
Сказкао вирусятах.
Чтотакое вирус гриппа? Каксберечься от бронхита? Налесной опушке Собралисьзверушки. Кошкивсем на удивленье Написалиобъявление: "Что такое вирус гриппа, Каксберечься от бронхита? Приходии стар и мал! Всемурок здоровья дам!"
Прилетелитут сороки, Затрещалибелобоки. Аодна сидит, молчит: Горлышкоее болит. Заревелмедведь в берлоге. Старон стал. Ворчит в тревоге: "Что тамкошка может дать?" Нобоится опоздать.
Вотпришла лиса с лисенком, Ежс ежихою, крот с кротенком, Приползлаедва лягушка: Такболит сегодня ушко! Носне дышит у слоненка. Кашельмучает мышонка. Ломиттело у моржа. Болятноги у ежа.
"Научи нас,тетя кошка, Помогинам хоть немножко!"
Кошкавывела котят, Посадилачинно в ряд. Спинувыгнула дугой Итряхнула головой. Расскажуя вам, зверята, Какведут себя котята, Чтобне киснуть, не болеть, Авесь день играть и петь.
Всемы знаем, как полезно Бегать,прыгать и нырять, Кувыркаться,обливаться Ипод солнцем загорать. Почемуже в самом деле Летоммы лежим в постели? Носне дышит, ломит тело, Кашельдушит то и дело, Головаболит и ушки, Ине радуют игрушки Ипирожное "безе". Одолеланас простуда Подназваньем ОРЗ. Илетят, летят недели, Нуа мы лежим в постели, Потому что, к сожаленью, Появилосьосложненье. Всердце шум, в суставах боли, Тутзаплачешь поневоле. Чтотакое ОРЗ? Знают,видимо, не все.
Внашем мире царство есть, Жителейего не счесть: Наземле и там и тут Вирусамиих зовут. Иопасны, и коварны, Иневидимы они, Оченьмаленьки, но всюду: Наземле и под водой, Внебесах, за облаками, Утебя и твоей мамы, Иу тети, и у дяди, И у деда с бородой. Ежедневный,ежечасный Оченьстрашный и опасный Сним идет незримый бой.
Ктоже с вирусом воюет, Ктоздоровье сторожит День-деньскойи ночь не спит?
Будьлюбезна, тетя кошка, Расскажинам хоть немножко Эточто ж за сторожа, Чтоони в нас сторожат?
Нелегко вам отвечать. Чтобыправильно понять, Надос азбуки начать, Аее, как говорится, Надовсем нам создавать. Чтобыкаждый мог учиться, Бытьздоровым, не болеть, Надоэтого, зверята, Оченьсильно захотеть.
Нопродолжим наш урок! Сядь-каближе, мой дружок.
Выпредставьте, наше тело — Этоцелая страна. Состоитоно из клеток. Клетки— это города. Каждыйгород сторожит Клеткакрови — лимфоцит. Иу каждой, мой дружок, Естьна коже свой звонок! Организмнаш очень сложный, Надобыть с ним осторожным. Еслис детства ты ленив, Многоешь, весь день сонлив, Редкоделаешь зарядку, Организмтвой не в порядке. Лимфоциттвой чуть живой: Полусонныйи больной Охраняетгород свой. Ну,какой он часовой? Спитна службе день-деньской!
Страшныйвирус в клетку входит, Всевладения обходит. Видит,все тут мирно спят, Можностроить вирусят. Сотни,тысячи, миллион. Воти снова он силен. Собираетсвою рать, Начинаетвоевать.
Потому-тоочень важно Сним борьбу вести отважно, Чтобна киснуть, не болеть, Жить,любить, плясать и петь, Кувыркаться,обливаться Ипод солнцем загорать. Всюнеделю маме с папой Похозяйству помогать!
Новорчат уже зверята: "Говоришь тынепонятно". Иволнуется медведь: "Научи, какне болеть!". Мывсе разные, но все же Естьу нас одно и то же. Естьглаза, и рот, и уши. Помолчи,сорока, слушай! Чтобывирус побеждать, Надос детства твердо знать: Есликлетка заболела, Шлетона сигналы смело. Ина коже от звоночков Появляютсякружочки. Еслинадавить кружочек, Больпоявится, дружочек! Тыне бойся, не зевай, Клеткамбыстро помогай! Удивляютсязверята: "Это как жетак, ребята? Какмогу себе помочь? Какпрогнать болезни прочь?"
Выне хотите болеть никогда? Отвечаютзверята: "Да, да, да! " Толькообязательно Слушайтевнимательно. Яоткрою вам секрет: Сложногов учебе нет. Кашель,насморк и отит Лечитпальчик-Айболит. Лисонькии зайчики, Приготовьтепальчики! Ищемпальчиком кружочек, Нажимаемна звоночек, Девятьраз вращаем влево, Выгоняемвирус смело. Девятьраз вращаем вправо, Удираетвирус! Браво! Раз,два, три, да раз, два, три —- Прочьбегут от нас враги. Толькообязательно Делатьвсе старательно. Этотпальчик-Айболит Насизлечит, исцелит Отбронхита, трахеита, Ларингитаи ринита. Здесьот кашля, здесь от боли. Дышитнос слоненка Коли.
Ушкислышат, ножки пляшут. Хорошозверятам нашим! Дружно,весело живут, Песнизвонкие поют. Проверяйвсе по порядку, Делайсам массаж-зарядку. Неболит кружочек твой, Веселись,пляши и пой. Солнце,воздух и вода, Пальчиктвой — твои друзья. Утром,вечером и днем Нужнопомнить об одном: Еслиделаешь массаж, Напосту всегда твой страж. Первыйначался урок. Дайте,дети, только срок. Соберемся,знаю я, навторой урок, друзья.
И в заключение хочупредложить:
Комплексы массажа головы, рук, ушей
№ 1 Точечный массаж
Точечный массаж + пальчиковаягимнастика Крылья носа разотри – раз,два, три И под носом себе утри – раз,два, три Брови нужно расчесать – раз,два, три, четыре, пять Вытри пот теперь со лба –раз, два Серьги на уши повесь, еслиесть. Заколкой волосы скрепи – раз,два, три Сзади пуговку найди изастегни Бусы надо примерять, примеряйи надевай. А сюда повесим брошку,разноцветную матрёшку. А сюда браслетики, красивыеманжетики. Девочки и мальчики,приготовьте пальчики. Вот как славно потрудились икрасиво нарядились Осталось ноги растереть и небудем мы болеть
№ 2 Массаж рук
Интенсивное воздействие накончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствуетпсихоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональнуюдеятельность головного мозга, тонизирует весь организм. «Поиграем с ручками» 1. Подготовительныйэтап. 2. Детирастирают ладони до приятного тепла. 3. Основнаячасть - Большими указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начинаяс ногтевой фаланги мизинца другой руки. - Массируемтыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук. - Переплетаемвытянутые пальцы обеих рук и слегка трём их друг о друга, направляя ладони впротивоположные стороны. - Переплетённыепальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза. - Вытягиваемпальчики вверх и шевелим ими. 4. Заключительныйэтап. Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнениеможно сопровождать стихами. Эй, ребята, все ко мне.
№ 3 Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основанна стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине исвязанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен,в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма отпростудных заболеваний. Является доступным для детейвсех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.
«Поиграем с ушками»
1. Организационныймомент. Воспитатель привлекает детейк игре и собирает их вокруг. 2. Основная часть. Упражнения с ушками. «Найдём ипокажем ушки»
Дети находят свои ушки,показывают их взрослому · «Похлопаем ушками» Ребёнок заводит ладони за ушии загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами.Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок долженощущать хлопок. «Потянем ушки»
Малыш захватывает кончикамибольшого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затемопускает. «Покрутимкозелком»
Ребёнок вводит большой палецв наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок –выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает иповорачивает его во все стороны в течении 20-30 секунд. «Погреем ушки»
Ребёнок прикладывает к ушкамладони и тщательно трёт ими всю раковину. 3. Заключительный момент Дети расслабляются и слушаюттишину. Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем этосоставляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождатьстихами: Подходи ко мне, дружок,
№ 4 Массаж рук.
Раз, два, три, четыре, пять!
№ 5 Массаж ушей.
№ 6 Самомассаж волосистой частиголовы.
27 февраля 2014 в 18:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.