МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»

Консультация для педагогов "Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников" воспитателя Игнатенко Марины Александровны.

 Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста


Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей – приоритетное направление всей работы на протяжении  пребывания детей в дошкольном учреждении.

Цель работы – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.

Для решения поставленной цели сделать нужно  следующее:

Определить  содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире; Разработать  формы организации деятельности с детьми и родителями; Разработать  и изготовить  наглядно-дидактические материалы; разработать систему планирования; разработать конспекты занятий, экскурсий, развлечений.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей в быту и осваивается в заданной последовательности; обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка; в воспитательно-образовательном процессе широко используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества и предполагает

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществлять на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данную работу проводить через:

организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги; совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для родителей проводить консультации: “О правилах пожарной безопасности”, “Ребенок дома”, “О правилах дорожного движения”, “Если пропал ребенок”.

Ежеквартально для родителей выпускать газеты под заголовками: “Мы пешеходы”, “Один дома”, “Полезные продукты”, “Отдыхаем на природе”.

В родительском уголке систематически размещать “папки – передвижки” на различные темы. Родители должны принимать участие в создании развивающей среды группы: помогать подбирать наглядно – иллюстративный материал, составлять альбомы. Участвовать в праздниках, развлечениях, экскурсиях.

В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Предварительная работа: Беседы, подбор художественной литературы в книжном уголке, рассматривание иллюстраций из серии «Безопасность детей в быту»

Приёмы руководства деятельностью детей в НОД:

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: Сюрпризный момент.  Рассказ о том, как появились первые ножницы. Сказка о том, как поссорились иголка с ниткой.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа с детьми об опасных предметах, создание развивающей среды, загадывание загадок. Игра: «Что мы делаем, не скажем, а что делаем покажем»

3. Приёмы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность. Коллективная работа с детьми.

4. Приёмы поддержания интереса у детей: сюрпризный момент,игра «Иголка с ниткой»,  предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

5. Приёмы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Предметно-развивающая среда:  Чемодан с опасными предметами (молоток, гвозди, пила, топор, ножницы, иголки, спицы, скрепки, булавки, пуговицы, коробочки лекарств, таблеток и др.); иллюстрации к загадкам; изображения с опасными предметами; клей, ватман, аптечка, ящик для инструментов, шкатулка для ножниц, булавок, игольница.

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:  правильное отношение к опасным предметам, обращение к собственному опыту, обращение с опасными предметами.

28 февраля 2014 в 16:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.