МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Консультация - мастер- класс для педагогов «Применение нетрадиционных техник в формировании художественно-эстетического развития детей» воспитателя Мовсесян Валентины Михайловны.Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому, что рисунок составляет основу искусства… К. Брюллов Чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны. Переживание прекрасного связано не только с сенсорно-перцептивными процессами, но во многом обусловлено развитием интеллекта, самосознания, богатством и гармоничностью личности. Участвуя в эстетическо-творческой деятельности, ребёнок осваивает не только целый ряд практических умений и навыков, но и определённые эстетически-оценочные категории: «гармонично», «выразительно», «реалистично» и т.д. Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественной деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихи, песни, танцы, где пытается отразить свои знания и представления об окружающем мире, где передает образы воображения, воплотив с помощью разнообразных материалов в реальные формы. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства, выражает свое «Я», приобретает различные знания, овладевает изобразительными умениями и навыками, техническими приемами работы и различными вариантами изображения. Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой эстетический опыт, во многом сформированный медиасредствами, культурно-эстетическими клише и предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). При этом не следует считать, что дети стали лучше или хуже рисовать. На мой взгляд, современным дошкольникам намного интереснее (и сензитивнее) «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях. Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности. Ведь фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. В соответствии с особенностями эстетического и художественно-творческого опыта современных дошкольников намечены приоритетные направления их художественно-творческого развития и воспитания: 1. Формирование эмоционально-нравственных и эстетических ориентировок, подведение детей к пониманию ценности искусства; 2. Стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях и по отношению к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям. 3. Способствование становлению и проявлению у детей интересов, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность 4. Формирование позиции художника-творца, активизирование творческих проявлений в процессе творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания изображения, использования разнообразных изобразительных техник и материалов. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционной изобразительной деятельности. Вспомните, какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. А почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, поможет ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости. Новые материалы, новые способы и представленные нетрадиционные виды техник интересно организуют творческий процесс, как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в кружковой работе по изобразительной деятельности, в свободное время, совместно с родителями, в решении проблемных ситуаций, в ходе проектной деятельности. Так называемое творческое (художественное) экспериментирование и обследование возможностей материалов, техник мы осуществляем во второй половине дня, чтобы не ограничивать действия детей временными рамками. Одним из условий успешного выполнения задания – его интересное содержание (занимательный сюжет, игровое упражнение, сюрпризный момент), которое служит основой совместного эмоционального переживания. Разнообразные новые формы, необычное содержание занятий создают эмоциональный настрой на творческую деятельность. Идея творческого экспериментирования с материалами и приемами тесно взаимосвязана с возрастными особенностями дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирования). Используем возможности интеграции различных видов изобразительной деятельности. Нетрадиционные материалы и средства изображения: пробки, листья деревьев, цветов, целлофан, овощные штампы и печати, соломки, пористые губки любопытны детям как игра с неизвестным. Любой предмет, даже совершенно неприметный в обычной жизни, в руках ребенка «оживает», преображается и несет смысловую нагрузку. Работа занимает их воображение, вовлекает в творческий процесс и вызывает стремление заниматься этим интересным делом. Не у всех детей получается правильно и хорошо владеть кистью или карандашом, не все понимают и принимают разнообразие цветов. Поэтому на занятиях, в самостоятельной деятельности каждый ребенок выбирает ту технологию, тот изобразительный материал, который ему ближе, который не заставляет испытывать страдания, дискомфорт при сравнении работ более способных детей. Нетрадиционные изобразительные технологии вносят разнообразие в ИЗО – деятельность вообще, и предоставляет ребенку больше шансов для самовыражения, дают детям возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.д., привлекает своей простотой и доступностью, они имеют особый потенциал для развития моторных умений, интеллекта, творчества, эстетических и сенсорных способностей. Разнообразные техники имеют свои развивающие возможности – стимулируют творчество, облегчают получение результата, вызывают интересные ассоциации. Выбирая нетрадиционные техники, мы учитываем, чтобы они отвечали следующим критериям: доступность детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими; содержание изобразительно выразительных средств создания художественного образа; знакомство с новыми приемами работы; развитие ручной умелости; соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Современные исследователи, педагоги (Н.Н. Гусарова, Г.Н. Давыдова, Н.В. Дубровская, И.А. Лыкова, М.И. Нагибина, А.А. Фатеева и другие) представляют свой взгляд на некоторые изобразительные техники, предлагают методы и приемы активизации детского творчества, тематику детских работ. Чувство прекрасного не является врождённым – оно приобретается человеком в ходе усвоения социального опыта. С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эту красоту ему надо помочь увидеть, прочувствовать, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства. Приобщая детей к искусству, необходимо использовать разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует; интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Нам взрослым, необходимо развить в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит; какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребенка в созидании красоты, то, как считают, в ребенке формируется «инфантильная восторженность». Работу с использованием нетрадиционных техник начинают с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Какие же нетрадиционные способы рисования можно использовать? В младшей группе: рисование пальчиками, ладошками рисование тычками из поролона, ватными палочками печатание листьямиВ средней группе добавляется: · Рисование свечой В старшей группе нетрадиционные техники: · Кляксография с трубочкой · Монотипия · Набрызг · Восковые мелки + акварель · Оттиск смятой бумагой · Рисование поролоном · Гравюра · Оттиск пробкой, поролона, пенопласта В подготовительной группе добавляется: Тиснение Тычок жесткой полусухой кистью Рисование по сырому Черно-белый граттаж Кляксография с ниткой Батик Рисование солью Расчёсывание краски Двойное примакивание кистиНа занятиях используют также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. Всё это помогает всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства. Рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе.… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это мое!». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится, он уверен, что получится, и получится красиво. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Необходимо показать детям много разных приемов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки, сравнивать отпечатки от разных пальчиков (например, сделать мизинчиком капельки дождика и большим пальцем изобразить ягодки винограда), проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Позднее можно научить детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно, что отлично развивает координацию. Далее можно научить детей рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования. Ребенок обмакивает ладонь в краску и ставит ей отпечаток на бумаге. Для развития воображения я предлагала детям отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево, петуха, дракона. Можно научить детей рисовать ватными палочками. Ребенок опускает в гуашь палочку и прикладывает её к бумаге, держа вертикально. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Также можно рисовать и спичечными коробками. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Большим успехом у детей пользуется техника «тампонирования». Нужно сделать тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще можно поставить большую яркую кляксу, взять трубочку для коктейля и осторожно подуть на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте… Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми по территории детского сада, можно собирать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске и засушить их для дальнейшего использования в работе. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Нужно нарисовать свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение поролоном нанести акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Дети легко овладевают техникой «Монотипия». Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуют половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам. В этой технике в основном рисуют симметричные предметы. Каждый из перечисленных выше приемов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования. Области применения необычного рисования также разнообразны – его можно использовать при создании поздравительных открыток, елочных и других украшений, паспарту и прочих поделок.
Варианты использования нетрадиционных техник в рисовании:
28 февраля 2014 в 16:46
Прикреплённые файлы:Документ: Консультация - мастер- класс для педагогов «Применение нетрадиционных техник в формировании художественно-эстетического развития детей» воспитателя Мовсесян Валентины Михайловны. Описание файла:Файл называется: prezentacija-netradicionye-tehniki-risovanija_tm660.pptx Это официальный файл организации «МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»», в нём содержится Консультация - мастер- класс для педагогов «Применение нетрадиционных техник в формировании художественно-эстетического развития детей» воспитателя Мовсесян Валентины Михайловны.. Размер файла: 11,43 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.