МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Проект «Бабушкины игрушки» младшей 1-й группы «Мультяшки»Вид проекта: познавательно-творческий Продолжительность проекта: долгосрочный : октябрь 2020 – март 2021. 1 этап. Актуальность. Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром. К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки. Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс. Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Цель: Формирование у детей интереса к народной культуре через знакомство с народными игрушками и играми. Задачи образовательные: · сформировать у детей представление о русских народных игрушках (матрешках, ложках, неваляшках, свистульками); · познакомить с нетрадиционными техниками художественного творчества (рисование ватными палочками, пластилинография, работа с соленым тестом); · познакомить детей с народными песнями, хороводами, простейшими приемами игры на ложках, свистульках; · создать условия для участия родителей в образовательно-творческом процессе. Задачи развивающие: · развитие познавательных способностей; · развитие воображения, фантазии; · развитие интереса к народным игрушкам; · развитие коммуникативных навыков; · развитие творческих способностей детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности. Задачи воспитательные: · воспитывать интерес к народному творчеству; · воспитывать любовь к народной музыке (песням, хороводам, играм); · воспитывать у детей отзывчивость, умение работать коллективно. Предполагаемые итоги реализации проекта: · пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю; · формирование знаний о народных игрушках: матрешках, деревянных ложках, птичках-свистульках, неваляшках; · расширение кругозора детей; · знакомство с народными играми, хороводами, простейшими приемами игры на ложках, свистульках · повышение активности родителей в совместной творческой деятельности с детьми. 2 этап. Разработка проекта. 1. Опрос родителей. Цель: выяснить , что они знают о народных игрушках и играх, что рассказывают детям о народных традициях, какие стихи, потешки, загадки, песенки разучивают с дошкольниками. 2. Оформление информационного уголка для родителей. Цель: приобщение родителей и вовлечение их в образовательный процесс. 3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД по теме проекта, совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми. 4.Подбор аудиозаписей для игр, слушания, танцевально-игрового творчества 5.Изготовление папки-передвижки «Народная игрушка». 3 этап. Формы работы. I. Игровая деятельность. 1. Дидактическая игра: «Собери матрешку», «Определи на ощупь», «Большие и маленькие ложки», « Поиграем с неваляшкой». 2. Музыкально-дидактическая игра: «Матрешка-плясунья», «Тихие и громкие ложки», «Птичка большая, птичка маленькая», «На чем играет матрешка?». 3. Речь с движением: «Матрешка, где ты?», «Поиграй на свистульке». 4. Подвижные игры: «Шли матрешки по дорожке», «Жмурки с птичкой-свистулькой», «Картошка», «К игрушке беги». 5. Конструирование: ««Домик и дорожка для матрешки». II. Познавательная деятельность. 1. Беседы на тему: «Моя любимая игрушка» (матрешка), «История ложки», «История игрушки — свистульки ». 2. НОД по познавательному развитию « Путешествие по улице Матрёшек». 3. Чтение стихов, потешек, загадки о матрешке, деревянных ложках, птичке-свистульке. III. Речевое развитие. 1. Разучивание фольклорных песен и хороводов. 2. Заучивание стихов, потешек о матрешках, деревянных ложках, птичках-свистульках. 3. Составление рассказов «Моя любимая игрушка». IV. Музыкально-художественная деятельность. 1. Пение песен: «Матрешки» Ю.Слонова, частушки «Наша ложка хоть куда», «Птичка» Т.Попатенко. 2. Разучивание хороводов: «Солнышко-ведрышко» р.н.п., «Еду-еду к бабе, к деду». 3. Валеологические распевки: «Здравствуйте» М.Картушиной, «Песенка-приветствие» О.Выродовой, «Доброе утро» О.Арсениной. 4. Пляски: «Пальчики-ручки» р.н.м., «Пляска с платочками» р.н.м. 5. Игра на детских музыкальных инструментах: «В ложки бей веселей». 6. Танцевальное творчество: «Матрешки пляшут». V. Изобразительная и продуктивная деятельность. 1. Рисование «Украсим ложку» . 2. Раскрашивание «Птички-свистульки из соленого теста». 3. Аппликация «Неваляшка». 4. Лепка «Птичка-невеличка» (соленое тесто). VI. Физическое развитие. 1. Подвижные игры. 2. Физкультминутки «Ложки деревянные», «Птичка-невеличка». 3. Прогулки. VII. Совместная деятельность. 1. Рассматривание иллюстраций игрушек. 2. Подвижные, дидактические, музыкальные игры. 3. Индивидуальные беседы. 4. Прослушивание аудиозаписей песен по теме проекта, игра на ложках, свистульках, исполнение хороводов, валеологических распевок. VIII. Социальное партнерство с родителями. 1. Анкетирование «Русское народное декоративно-прикладное творчество в жизни ребенка». 2. Папка-передвижка «История народной игрушки». 3. Информационный уголок для родителей «История русской деревянной игрушки». 4. Консультация « Роль игры в жизни ребёнка». 5. Консультация «Использование музыкальных игрушек для развития музыкальных способностей в детском саду». 6. Советы родителям «Развивающие игры с игрушкой свистулькой» 7. Участие родителей в проекте. 8. Участие в выставке «Игрушки наших бабушек». 9. Оформление мини-музея "Бабушкины игрушки". 4 этап. Презентация проекта. 1. Развлечение «Поиграем с бабушкой » 2. Выставка детских рисунков, поделок. 3. Совместное творчество родителей и детей выставка «Игрушки наших бабушек» Список литературы: 1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.// Дошкольное воспитание. 2004 № 6 2. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.- М. 2008 3. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009 4. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2008 5. Первоцвет. Народные календарные праздники в дошкольном учреждении. Самара, 1999 6. Журнал «Дошкольное воспитание» 7. Журнал «Музыкальный руководитель» 8. Интернет ресурсы. Тематический план 1. НОД «Игрушки бабушек и дедушек» Цель: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками, как символом русского народного искусства. Закрепить представление о старинной игрушке. Содержание работы. Беседа о народных игрушках (матрешка, птичка-свистулька, ложки деревянные, нитяные, соломенные, тряпичные куклы, куклы-пеленашки). Стихи, загадки, Презентация «Игрушки бабушек и дедушек». 2. Интегрированная НОД «Матрешки расписные» Цель. Вызвать у детей радостное настроение, желание активно участвовать в музыкально-игровой деятельности. Учить строить несложные постройки. Формировать умение работать с пластилином. Содержание работы. Знакомство с матрешкой. Чтение стихов, загадки, песни, игры, пляска, конструирование «Домик и дорожка для матрешки». Презентация «Матрешки расписные». Лепка «Нарядные матрешки» (пластилинография). 3. Интегрированная НОД «Птички-свистульки» Цель. Знакомство детей с историей появления птички-свистульки. Углубление знаний детей об использовании свистулек в наше время. Развитие слуха, творчества, мелкой моторики, навыка работы с соленым тестом. Воспитание любознательности, интереса к традициям Содержание работы. Беседа «История птички-свистульки». Стихи, загадки, игра на птичках-свистульках, исполнение знакомой песни, пляски. Лепка «Птичка-невеличка» (соленое тесто). Презентация «Птички-свистульки». 4. Интегрированная НОД «Ложки деревянные» Цель. Познакомить с ложкой, ее возникновением и использованием; закреплять умение рисовать способом примакивания; обогащать духовную культуру детей через игру на ложках; воспитывать любовь к устному народному творчеству. Содержание работы. Рассказать детям о ложке (рассматривание ложки). Слушание аудиозаписи «Веселые ложкари». Повторение знакомой пляски «Пальчики-ручки» р.н.м., игр, частушек. Игра на ложках «В ложки бей веселей». «Украсим ложку» (рисование ватными палочками). 4. Итоговое праздничное занятие «Матрешки-затейницы» Цель. Создать у детей праздничное настроение. Развивать интерес к народным традициям, художественному слову, народным играм Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к народной музыке (песням, хороводам, пляскам). Содержание работы. Чтение стихов, загадки. Исполнение знакомых плясок, игр, песен, игра на ложках и свистульках. .
22 мая 2021 в 22:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.