МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Проект «Такие разные часы...» средней группы «Улыбка»Информационная карта проекта Полное название проекта: «Такие разные часы». 1. Авторы: Ровенец С.В 2. Участники проекта: воспитатель, дети, родители средней группы «Улыбка», музыкальный руководитель – Крутова А.А. 3. Вид, тип проекта: творческо-познавательный. 4. Сроки реализации: сентябрь 2020г. – апрель 2021г 5. Цель проекта: Расширять представления о «чувстве времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей 6. Задачи: Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию; Формирование представления о музее. Как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества; Обогащение предметно-развивающей среды детского сада; Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх; Развитие творческого и логического мышления, воображения; Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей. Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение. В основу решения этих задач положены следующие принципы: Принцип уч та возрастных особенностей дошкольников; Принцип опоры на интересы реб нка; Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; Принцип наглядности; Принцип последовательности; Принцип сотрудничества и взаимоотношения. Актуальность темы: Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности реб нка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини-музеев участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. Возможности музея: Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; Является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса; Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада; Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей. Реализация проекта предусматривает несколько этапов. 1 этап подготовительный (Сентябрь): 1.Выбор темы проекта и его разработка 2. Постановка цели и задач 3. Разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта 4. Подбор литературы, фотографий иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок пословиц и поговорок. 2 этап основной Реализация проекта (октябрь 2020г - февраль 2021г) Октябрь: Беседы: «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы». Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Часы – свечи». Чтение художественной литературы: «Тик-так» Анофриев, «Без четверти шесть». НОД Рисование. Тема: «Наручные часы». Ноябрь: Беседы: «Что мы делаем в разное время?» «Что случится, если часы будут идти по-разному?» Цикл рассказов: «Солнечные часы или часы на небе», «Что мы делаем в разное время?» Чтение художественной литературы «В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева, «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин. НОД «История часов». Дидактические игры «Каждому предмету своё место», «Путешествие в страну часов». Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» НОД. Рисование «Кремлевские куранты» Декабрь: Беседы: «Часы моей бабушки», «Современные часы». Цикл рассказов для детей: «Часы без стрелок» (песочные часы), «Механические часы». Чтение художественной литературы «Солнечные часы» И. Фомичёва, «Часы» О. Подтуркина. НОД. Аппликация «Песочные часы» Январь: Цикл рассказов для детей: «Живые барометры» (цветочные), «Самые известные часы в мире». Чтение художественной литературы: «Шли часы через дорогу» Ю. Мориц, стихи: «Который час» В. Суслов, «Часы» И. Змай. Беседа «День и ночь». Дидактическая игра «Назови соседей». НОД. Лепка. «Весёлые будильнички». Разучивание песни «Часы» Открытие музея часов (с последующим пополнением экспозиции) Февраль: Д/игры: «Успей вовремя», «Тик-так», «Назови предыдущее и последующее число Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим». Знакомство с пословицами, поговорками, загадками. Сюжетно-ролевые игры: «Фабрика часов», «Магазин часов». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Беседа «Времена года». Чтение художественной литературы: «Почему солнце и месяц не дружат». «Художественно-эстетическое развитие». НОД. Рисование: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь». Разучивание физминутки «Фиксики. Часики» Подвижная игра «Песочные часы» Март Чтение художественной литературы «Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин. Дидактические игры «Назови сутки», «Мои первые часы», Просмотр мультфильмов: «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова». Итоговая НОД «Путешествие в прошлое часов» Апрель: Разучивание утренней гимнастики «Бой часов». НОД. Конструирование «Солнечные часы» Прослушивание аудиозаписи «Часики» В. Гаврилина. Сюжетно-ролевая игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская». Чтение художественной литературы: «Мы в часы мячом попали» С. Маршак, «Всю ночь часть стучат» Н. Чупрунова Раскрашивание раскрасок с изображением часов. Создание альбома «Часы», НОД «Экскурсия в музей часов». 3 этап Заключительный Выставка совместных работ «Часы своими руками» Напольная игра «Часы» Дидактическая игра «На часах который час, что мы делаем сейчас» Настольная игра- пазлы «Такие разные часы» Создание альбома «Самые известные часы в мире» Предполагаемый результат:Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей. Дети познакомятся с новой для них формой работы – мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам. Перспективное планирование работы музея: Экскурсии, просветительская работа; Театрализованные досуги; Мастер-классы, семинары; Обмен опытом; Работа с родителями; Пополнение музея экспонатами; Составление альбома участников, создание мини-музея и капитала экспонатов. Сотрудничество с семьёй по проекту мини- музея «Такие разные часы»: Участие в сборе экспонатов. Семинар-практикум «Мини-музей «Такие разные часы». Мастер-класс по изготовлению часов. Игра малой подвижности "Песочные часы" Рассматривание и слушание будильника Рассматривание песочных часов Чтение тематических книг Просмотр презентационного материала Физминутка "Фиксики" Лепка "Часы" Итоговое развлечение Знакомство родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Такие разные часы» способствовало их вовлечению в познавательный диалог с детьми. Игровая инициатива взрослых была направлена на познание интересов ребёнка.
Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. 23 мая 2021 в 15:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.