МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»

Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды. Подготовила педагог-психолог Ткачева Т.В.

 Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды.

1 слайд.

 

Дети,  появившиеся  на  свет  в  конце  XX  –  начале  XXI века,  растут  в иных  экономических,  социальных  и  культурных  реалиях,нежели  росли старшие  поколения.

2 слайд.

 Существенное  изменение  содержания  детской  жизни  отмечают  детские  психологи  и педагоги  практически  всех  экономически  развитых  стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее  буквально  на  глазах  разрушение  традиционных  форм детского  бытия  – исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре,  распад самой игры.

3 слайд.

Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу  семейных  отношений,  прежде  всего  отношений  между  родителями  и  детьми.  В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и  регулировать  уровень  доходов  населения,  у  людей,  особенно  молодых, появилось естественное  стремление  и,  вместе  с  тем,  возможность  больше  работать  и  зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

4 слайд.

Верхние позиции среди семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям  наилучшие возможности для  получения  образования,  дать  им  так  называемый  «хороший  старт». Вместе  с  тем заметно  снизилась  ценность  детско-родительского  общения,  совместного времяпрепровождения, домашних  традиций  и  обычаев,  семейного  единения. На  все  это  у взрослых  членов  семьи  нет  ни  времени,  ни  сил,  совместная  жизнь  со  своими  детьми перестала  быть  интересной  современным молодым  родителям. Забота  о  развитии  ребенка все  чаще  передается профессиональным  педагогам  –  няням,  воспитателям  детских  садов, специалистам  дополнительного  образования,  школьным  учителям или частным гувернерам.

5 слайд.

Именно  поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на то, чтобы мы с Вами как можно больше привлекали родителей к сотрудничеству со своими детьми в различных сферах: и это не только совместное творчество, спортивные развлечения, посещение различных культурных детских мероприятий, но и совместная исследовательская деятельность. Чтобы родители больше внимания уделяли своим детям, создавайте детско–родительские проекты и предлагайте мамам и папам участвовать в них вместе с детьми.

6 слайд.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал  стремительный рост новых технологий,  в первую очередь – информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям  осуществлять практически все социальные функции,  не вступая в личные контакты, привели к  существенным  изменениям одной  из  важнейших  сфер  человеческого  бытия  – коммуникативной.

Современный  мир  –  это  единое  информационное  пространство,  не  имеющее государственных  и  даже  языковых  границ. Любое  событие,  происшествие,  достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

7 слайд.

Все  это  в  полной  мере  относится  и  к  детской  культуре. Все меньше  места  в  ней остается  традиционным  для  нашей  страны  играм  и  игрушкам,  книгам  и  фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор,  электронная игрушка. Кстати,  то же  самое  относится и  к детской одежде.

8 слайд.

Характерной  особенностью  культурного  контекста  развития  современных  детей является  тот  факт,  что  любимые  книги,  любимые  персонажи,  любимые  сюжеты  принципиально  отличаются  от  того  материала,  с  которым они  встречаются  в  «Азбуке»  и первых  «Книгах  для  чтения». Учителя  начальной  школы  отмечают,  что  современные первоклассники  слабо  знакомы  со  сказками,  особенно  русскими:  от  них  остались  лишь смутные  воспоминания  раннего  детства.  Реалии,  в  которых  проистекают  эти  сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Показательным  является  высказывание  одной  их  опрошенных  мам:  «Моему  ребенку  нравятся  американские фильмы  про  детей  и  подростков. Американская культура вторглась в жизнь наших детей. Современное телевидение оказывает агрессивное  и  негативное  воздействие  на  сознание  моего  ребенка,  разлагая  систему традиционных культурных ценностей».

9 слайд.

Отсюда следует, что просто необходимо повышать компетентность родителей по вопросу нашей русской культуры, с какими произведениями литературы и искусства нужно знакомить наших малышей, какие мультфильмы и сказки полезны и воспитывают добро и любовь к родной земле.

 10 слайд.

Наряду  с определенными преимуществами  современных  детей перед их  сверстниками прошлых  лет,  их  очевидной  технической  сноровкой,  умением  понимать  язык  современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям,  нельзя не замечать и тех потерь, которыми они  расплатились  за  достижения  научно-технического  прогресса. Многочисленными исследованиями  показано,  что  уровень  психологической  зрелости  современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального  норматива  первоклассника.  По-видимому, мы  имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника  создают  модель  социализации,  несовпадающую  с  моделью  социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

 Сегодня  существуют  два  практически  противоположных  мнения  о  том,  что представляет собой современный дошкольник. Проведенные  исследования, в которых приняли  участие воспитатели  детских  садов,  учителя  начальной  школы  и  родители, позволили составить  обобщенный  «педагогический» портрет  современного  дошкольника, увидеть  и  проанализировать сильные  и  слабые  стороны  социальной  ситуации,  в  которой протекает его  развитие.

  Родители  и  педагоги,  работающие  с  дошкольниками, считают,  что  современные дети в своем развитии намного опережают  своих сверстников прежних лет (об этом говорят 89%  опрошенных). Они  легко  управляются  со  сложными  техническими устройствами, такими  как  компьютер,  мобильный  телефон,  домашняя  бытовая  электроника  (так  считают 44 %  воспитателей  детских  садов  и  23%  родителей). Дети  располагают  достаточно обширными  знаниями  о  различных  сторонах  жизни  взрослых, смотрят  много  теле -  и видеофильмов,  имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более  богатый,  нежели  многие  взрослые.  Конечно,  их  мало  занимают  сюжетно-ролевые игры,  но  разве  могут  эти  бесхитростные  игры  соперничать  по  своей  занимательности  с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня  дети  намного  раньше,  чем  прежде,  знакомятся  с  основами  грамоты  – чтением,  письмом,  счетом. Уже  двухлетним  малышам  нетерпеливые  родители  покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках.  Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и,  начиная примерно с 4-5 лет,  детей начинают интенсивно готовить  к школе.  Большинство шестилетних  детей  знают  буквы  и  цифры,  умеют  читать  по  слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.  Своеобразный  язык,  на  котором  электроника «общается»  с  нами,  труден  для  освоения  только  взрослым  людям,  а  дети  овладевают  им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду  с  сильными  сторонами  в  развитии  современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят,  прежде всего, физическое здоровье и развитие  (так считают 50%  опрошенных  воспитателей),  слабость  произвольной  сферы, недостаточное  развитие  связной  речи,  неумение  слушать  и  слышать  другого  человека,  не только  сверстника, но и  взрослого  (об  этом  говорят  54%  воспитателей).

11 слайд.

Психологические  обследования  старших  дошкольников,  будущих  первоклассников, показывают,  что  сегодня  к  концу  дошкольного  возраста  многие  из  них  не  достигают  того уровня  психологической  и  личностной  зрелости,  который  необходим  для  успешного перехода  на  следующий  –  школьный –  этап  жизни. Так,  познавательное  развитие современных  дошкольников  заметно  отличается  от  того, что  рассматривалось  в  качестве возрастной  нормы  еще  15-20  лет  назад. Нынешних  дошкольников  отличает  слабость воображения, выраженная  ориентация  на  наглядность  воспринимаемой  информации  и, соответственно, недостаточная  развитость  слухового  восприятия  и  понимания, более низкий  уровень  речевого  развития,  несовершенство  коммуникативных  умений  и  навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.  Рассмотрим подробнее некоторые из этих параметров.

12 слайд.

Речевое  развитие. Психологи,  педагоги,  логопеды,  педиатры отмечают  стабильно высокий уровень  темповых  задержек речевого развития у детей от 1  года до 5 лет, причем проблема  современного  дошкольника в  том,  что  он  имеет  не  отдельное  нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии  речевых  компонентов. Если  в  середине  70-х  годов  ХХ  века  дефицит  речи наблюдался  только  у  4%  детей  среднего  дошкольного  возраста,  то  сегодня  специальная логопедическая  помощь  нужна  практически  каждой  возрастной группе  детского  сада. Так в 2013 - 2014 учебном году в нашем небольшом городке посещали логопедические группы детских садов 190 дошкольников. У большинства этих детей был выставлен диагноз: общее недоразвитие речи (ОНР), которое часто отягощено дизартрическим компонентом. А сколько еще детей, которые посещают логопеда в поликлинике или в частном порядке, или же, в силу различных ситуаций, просто остались без логопедической помощи.

13 слайд.

Наша задача - своевременно выявлять детей нуждающихся в логопедической помощи. Доносить эту информацию до родителей.

14 слайд.

Развитие  воображения. Воображение  является  главным  новообразованием дошкольного  детства,  ответственным,  по  словам Л.С. Выготского,  за  специфическое  для данного  возраста  отношение  между  ребенком  и  социальной  действительностью.

Воображение  задает  социальную  ситуацию  развития, именно  оно  определяет  дальнейший характер  познавательного  и  личностного  развития  ребенка.  Появление  у  ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций  «как будто», свидетельствует не  только  о  его  готовности  к  игре,  но,  в  первую  очередь,  о  начале  активного  познания  и освоения  ребенком окружающего  мира  в  доступных для него  формах.  Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако  сегодня  практически  всеми  психологами  и  педагогами фиксируется значительное снижение  игровой  активности  детей  и  более  низкий  уровень  развития  их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

15 слайд.

Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предлагает больше играть с детьми и обучать их не в ходе занятий, а через игровую деятельность. Почему? Да потому что современным детям – дошкольникам не хватает игрового интереса, они не могут самостоятельно придумать игровой сюжет и организовать игру, или без помощи взрослого найти компромиссное решение в игре. Именно в игре у детей развивается интерес к познанию, к общению, к окружающей действительности, а в дальнейшем и к учебной деятельности. Поэтому мы должны больше играть с детьми, создавать условия для самостоятельных сюжетных игр, заинтересовывать родителей, чтобы те в свою очередь в семье создавали все возможные условия для развития игровой мотивации и деятельности их детей.

Чем  поддерживается  свойственное  детям  стремление  к  игре,  возникающее  в определенном  возрасте  как  насущная  потребность  детства?  Только  ли  социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой  ведущей деятельностью дошкольного  возраста, которая  создает наилучшие  условия для  психического  и личностного  развития  ребенка? По-видимому,  для  этого  игра  должна отвечать не  столько исторически переменчивым  социальным мотивам,  сколько конкретной задаче  психического  развития  ребенка  на  данном  возрастном  этапе, сензитивности  этого периода  жизни к  развитию  той  или  иной  психической  функции. Это,  в  свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

16 слайд.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее  ее  к  реальным  объектам  окружающего мира и  отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется  компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя  цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию  воображения,  является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители  легко  поддаются  рекламной  информации  о  возможностях  и  преимуществах  раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много  времени  проводят  перед  телевизором: мультфильмы,  «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть  в  игрушки. Дошкольники  быстро  осваивают  и  несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта  видеоинформация  воспринимается  детьми  легче  и  быстрее,  чем  вербальная.  Она  не требует  работы  воображения,  более  того,  эти  готовые  образы,  яркие  и  разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

17 слайд.

Для того, чтобы все-таки развивать воображение дошкольника, необходимо родителям ограничивать время пребывания ребенка за компьютером и у телевизора, освобождая тем самым время для игры с мозаикой,  всевозможными конструкторами, для складывания картин из деталей, просто для рисования и т.д. Но чтобы родители захотели оторвать своего ребенка от компьютера, необходимо донести до них информацию о слабых сторонах в развитии современного дошкольника – повысить их психолого-педагогическую компетентность.

18 слайд.

Педагогическая  готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета  также  относится  к  области  приоритетных  направлений  развития  детей  дошкольного возраста. Сегодня  практически  все  поступающие  в  школу  дети  умеют  писать  печатными буквами,  а  некоторые  даже  и  курсивными.  Что  дает  этот  навык  будущим  школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют  ли  современные  дети  какие-либо  преимущества  перед  своими  дедушками  и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как  ни  удивительно,  но  у  большинства  сегодняшних  первоклассников обнаруживается  слабая  готовность  руки  к  письму.  Графический  навык состоит  в выработке  общей  программы  движения,  которая  может  быть  выполнена  не  только  с помощью правой (или левой) руки, но и с использованием целого ряда других мышц нашего тела,  а  также  установления зрительно-моторной  координации  движений  пишущей  руки.  Таким образом, необходимо способствовать  формированию правильного графического навыка. Это возможно в тесном сотрудничестве с родителями, когда и воспитатели в детском саду, и родители дома мотивируют детей, играя, работать карандашом: чертить линии, закрашивать какие-то предметы, разгадывать загадки в рисунках, воссоздавать потерянную часть узора и т.д.

19 слайд.

Социальное  взаимодействие.  Доминирование  компьютерных  развивающих  и обучающих программ  в  образовании  современных  дошкольников приводит  к  деформации опыта  социального  взаимодействия  ребенка  со  взрослыми.  Компьютерная  программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь  лишь  на  подкрепление  правильных шагов  или  невозможность  продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и  рассказ  по  ним  –  не  слишком  интересное  задание  для  малышей,  однако  гораздо  более полезное,  чем молчаливое  раскладывание  тех  же  картинок  на  экране  компьютера, подкрепляемое не устным откликом  или  похвалой  взрослого, а бесхитростной  анимацией.

Перед  ребенком  не  стоит  задача  вычленить  проблему  или  трудность,  с  которой  он сталкивается при выполнении данного  задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать  и  понять  объяснения. Методом  проб  и  ошибок  он  ведет молчаливый  диалог  с «умной»  машиной,  делая  верные  или  неверные  выводы  относительно  принимаемых решений.

Между  тем  важнейшим  условием  благополучного  психического  развития  ребенка является  его  совместная  со  взрослым  деятельность. Именно  взрослый  знакомит ребенка  с предметным  содержанием  окружающих  его  вещей и  явлений, именно  взрослый открывает ребенку  способы  взаимодействия  с  окружающим миром,  именно  ко  взрослому обращено развитие познавательной потребности  ребенка.

20 слайд.

На современном этапе снизился и уровень  нравственного  развития  дошкольников.  Многозначность  и многовариантность  современной  жизни  привели  к  размыванию  нравственных  ориентиров: дети  не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Свыше  30%  опрошенных педагогов  считают,  что  старшие  дошкольники  хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с  этим  знанием; 

 28%  воспитателей  отмечают  повышенную  агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром  ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. С ними согласны почти 23% родителей: «Мы были добрее,  терпимее и спокойнее», «Современные дети раскрепощены, они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое  из  того,  чего  не  было  у  нас,  но  этот  мир  и  многое  отнимает».  Эти  высказывания родителей  старших  дошкольников  достаточно  четко  отражают целевые  установки современных родителей на нравственное развитие своих детей.

Поэтому, опять же, педагогам необходимо повышать компетентность родителей в воспитании нравственности их детей.

Таким  образом,  очевидно,  что  все  фиксируемые  сегодня  изменения  в психологическом  облике  дошкольника  (особенности  его  общения,  игровой  деятельности, личностного  развития,  готовности  к  школе) свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

А причины этих изменений  видят  в  неправильной организации жизни дошкольника,  неадекватной возрастным потребностям самого ребенка.

21 слайд.

Поэтому нам с Вами просто необходимо очень внимательно изучить Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и внедрить его в дошкольное образование с учетом возрастных особенностей современных дошкольников!

22 слайд.

Спасибо за внимание!

12 ноября 2014 в 09:07

Прикреплённые файлы:

Документ: Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды. Подготовила педагог-психолог Ткачева Т.В.

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-sovremenyi-rebenok-fgos_rf0p3.pptx

Это официальный файл организации «МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»», в нём содержится Психологические особенности современных дошкольников и социальной среды. Подготовила педагог-психолог Ткачева Т.В..

Размер файла: 0,71 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.