МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.Подготовила Ровенец С.В. 2 слайд Согласно утвержденному федеральному государственному образовательному стандарту, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к учреждению и приспособленной для реализации Программы ДОО. 3 слайд Главным объектом в дошкольном образовании определяется ребенок и учет его интересов. Это идеология нового стандарта -детоцентризм, подход к формированию развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет ребенку роль субъекта образовательного процесса: он может сам выбирать игрушки и материалы, виды деятельности, партнеров, продолжительность и интенсивность игр и занятий. Но «детоцентризм» - это ещё и признак, отличающий современных детей от детей предыдущих поколений. Происходит индивидуализация образовательной среды, когда каждый ребенок требует индивидуального подхода, исходя из особенностей и потребностей его развития. 4 слайд Одним из ключевых условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер». 5 слайд Понятие «развивающая предметно — пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Следует знать, что пространственная организация среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно - образовательного процесса. А наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие, иными словами, пространственную организацию можно назвать формой, а наполнение-содержанием. При этом необходимо соблюдать баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. 6 слайд Поэтому при создании предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами: • принцип полифункциональности означает, что предметно-пространственная среда должна открывать новые возможности для воспитанников и учащихся, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной; • принцип трансформируемости раскрывается в том, что предметно-пространственная среда предоставляет возможность изменений пространства; • принцип вариативности указывает на то, что предметно-пространственная среда предполагает периодическую сменяемость материала и оборудования, появление новых предметов, стимулирующих активность воспитанников и обучающихся. Принцип вариативности предусматривает наличие возможностей для функциональных изменений различных предметов в зависимости от условий образовательного процесса, возможность проявления творческой, преобразующей активности всеми субъектами образовательного процесса; • принцип насыщенности среды состоит в том, что предметно-пространственная среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе примерной программы, а также возрастным особенностям детей; • принцип доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям; 7 слайд • принцип безопасности среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности. • принцип целостности. Данный принцип означает создание целостного пространства, создаёт возможность субъектам образовательного процесса воспринимать различные виды своей образовательной деятельности как взаимообусловленные и дополняющие друг друга; • принцип информативности предметно-пространственной среды, который связан с предоставлением дополнительной актуальной информации участникам образовательного процесса, что повышает их возможности управления этой средой; • принцип индивидуализации среды. Данный принцип обеспечивает субъектам образовательного процесса возможность удовлетворения потребности в персонализированном пространстве (местах для уединения); • принцип комфортности означает, что в образовательном пространстве образовательной организации для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем возрастным, индивидуальным особенностям и потребностям. 8 слайд Выделяют несколько основных функций предметно-пространственной среды: развивающая, воспитывающая, стимулирующая, организационная, коммуникативная. Предметно-пространственная среда должна быть эстетически оформлена, учитывать гендерную специфику; закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе .На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды необходимо менять, обновлять и пополнять.Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Целью оформления среды является создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности. 9 слайд Последовательность проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает поиск ответов на следующие вопросы «КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития. «ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально - коммуникативному,познавательному, речевому, художественно - эстетическому, физическому), расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей. «ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении. «КАК учить и воспитывать?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного пространства и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития. Важно помнить, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Предметное содержание 10 слайд Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям согласно их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные. Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: - провоцировать ребенка на агрессивные действия; - вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнеры (сверстники, взрослые); - провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывать у ребенка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции; - провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка: - Полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребенку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях. - Применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий. - Дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка. - Эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств. 11 слайд Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их физической безопасности для детей. Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны найти свое отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья). Отдельно необходимо уделить внимание развивающим свойствам элементов РППС. Это обусловлено тем, что благодаря своему высокому развивающему потенциалу, игровые средства могут быть использованы для детей с различным уровнем развития.
12 слайд Гибкое зонирование пространствапредполагает наличие различных пространств (зон, уголков, секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Примерный перечень зон для организации РППС: - для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); - для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); - для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); - для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); - для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями(экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - для отдыха (уединение, общение и пр.). Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей. 13 слайд При построении рппс необходимо учитывать требования следующих нормативных документов Нормативно-правовые документы определяющие создание предметно-развивающей среды:
1. «ФГОС»
2. СаНПиНы 2.4.1.2660-10
3. Письмо МО РФ от 15.03.2004г «О направлении примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
4. Письмо МО РФ от 17.05.95 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
5. Концепция построения развивающей среды авт. Петровский В.А. 2 декабря 2015 в 12:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.