МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей.Подготовила педагог-психолог Ткачева Т.В. Слайд 1 Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами, зависит от соблюдения ряда педагогических условий, таких как: - наличие особой системы воспитательно-образовательной работы, - личности педагога, - развивающей предметно-пространственной среды. Слайд 2 Один из принципов, который обязательно должен соблюдаться педагогами при построении предметно – пространственной развивающей средыгруппы – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника. Слайд 3 Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека. Слайд 4 Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Слайд 5 В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Анализируя многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (это - Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Дж. Боули, Д. Винникот, К. Хорни, Э. Эриксон и др.), пришли к выводу, что именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том, что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога, и, конечно – же, особенностями образовательной предметно-пространственной развивающей среды. Непременным условием построения предметно - развивающей среды в ДОУ является опора на личностно - ориентированную модель воспитания, когда педагог строит работу с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого ребенка.
В целом ряде исследований педагогов и психологов последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия — среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия — эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, его жизненный опыт, его установки. Слайд 6 С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение личности. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, эмоционального благополучия. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: Слайд 7 создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка; предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности; ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка; активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности; ориентироваться на активные методы воздействия на личность. Слайд 8 Компоненты психологической безопасности образовательной предметно-развивающей среды включают в себя: Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды; Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам; Реализация потребностей ребенка, в том числе, в игре, движении, познавательной активности, общении; Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития; Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка; Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка. Слайд 9 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, по которой работает наш детский сад, не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо тех требований, которые обозначены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Поэтому наши педагоги стараются оформить уголки и зоны групп с учетом характеристик образовательной предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Педагогическое значение всех этих зон вы прекрасно знаете. Примерная наполняемость каждой зоны или уголка с учетом возрастных особенностей прописана в «Рекомендациях по оформлению предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО». Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны или уголка. Слайд 10 1. Зона экспериментирования. Её психологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения. Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Слайд 11 2. Зона уединения. Её психологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям; возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями. Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т.д. или из лент. Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Слайд 12 3. Зона сенсорного или познавательного развития. Её психологическая направленность: развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними. В оснащение этого уголка входят игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое. Слайд 13 4. Зона художественно-эстетического творчества. Зона художественно-эстетического творчества способствует: · развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру; · приобщению их к изобразительным видам деятельности; · музыкальному развитию детей; · приобщению к театрализованной деятельности; · развитию эмоционально-волевой сферы детей. Слайд 14 То есть в эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок. Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества заключается в следующем: В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым. Слайд 15 Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила. Слайд 16 5. Спортивная зона. Её психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме. Слайд 17 6. Зона патриотического воспитания. Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины». Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину. Слайд 18 7. Игровая зона. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Слайд 19 Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям - разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона для девочек. Слайд 20 8. Конструктивная зона. конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т.д. Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца. Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т.д. Слайд 21 9. Зона безопасности. Её психологическая направленность: развивается уверенность ребенка в себе и своих силах, умение контролировать себя в экстремальных для него ситуациях, также развиваются все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение решать логические задачки, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение. Слайд 22 Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствоватьэмоциональному благополучию и самовыражению детей. 2 декабря 2015 в 12:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.