МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»
|
Модель построения предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.Подготовила воспитатель Игнатенко М.А. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы… Е.И. Тихеева(НА СЛАЙДЕ) Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать эмоционально-положительное самочувствие маленьких детей, поощрение и поддержку, проявления детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной активности в совместной со взрослым деятельности. Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию - внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2-3-х детей и взрослого. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными. Оформление предметно-развивающей среды младшей группы осуществлялось по следующему алгоритму: Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей. Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области. Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы. Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами. Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. (НА СЛАЙДЕ) Каждый последующий технологический шаг, представленный на слайде представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения. При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды. Так же в процессе проектирования предметно - пространственной среды в младшей группе я придерживалась принципов В.А. Петровского: · принцип дистанции при взаимодействии; · принцип активности, самостоятельности, творчества; · принцип стабильности - динамичности; · принцип комплексирования и гибкого зонирования; · принцип эмоциогенности среды; · индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; · принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды; · принцип открытости - закрытости; · принцип учета половых и возрастных различий детей. ( на слайде) Прежде чем приступить к оформлению группы, была проведена оценка предметной среды группового помещения, составлены списки, имеющихся материалов и оборудования, выявлены дефицитарные области. В процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью детей младшей группы с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой), мною были выявлены потребности и интересы детей в группе. Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры. ВИДЕО Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет: - изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности); - равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность; - упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических; - облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности; - способствовать эстетическому воспитанию детей в быту; - обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения; - воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. 2 декабря 2015 в 12:25
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.