МБДОУ Детский сад №1 «ЛУЧИК»

Модель построения предметно-развивающей среды в младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

Подготовила воспитатель Игнатенко М.А. 

 Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

 нет способности, которая не находилась бы

 в прямой зависимости от непосредственно

 окружающего ребёнка конкретного мира…

 Тот, кому удастся создать такую обстановку,

 облегчит свой труд в высшей степени.

 Среди неё ребёнок будет жить – развиваться

 собственной самодовлеющей жизнью,

 его духовный рост будет совершаться

 из самого себя, от природы…

 Е.И. Тихеева(НА СЛАЙДЕ)

Младший возраст —  важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда должна обеспечивать  эмоционально-положительное самочувствие маленьких детей, поощрение и поддержку,  проявления детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной активности в совместной со взрослым деятельности.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию - внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2-3-х детей и взрослого.

Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

Оформление предметно-развивающей среды  младшей группы осуществлялось по следующему алгоритму:

 Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку  и анализ предметно-развивающей среды группового помещения, определив дефицитарные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план - схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств. (НА СЛАЙДЕ)

Каждый последующий технологический шаг, представленный на слайде представляет собой продолжение и развитие предыдущего и в то же время часть целого, поэтому каждый шаг служит всей организационно-педагогической деятельности и обеспечивает достижение поставленной цели – организации предметно-пространственной развивающей среды, позволяющий реализовать содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения.

 При этом учитываются психофизиологические факторы, т.е. те ощущения (зрительные, слуховые, тактильные), которые сформируются у ребенка при взаимодействии с объектами предметно-развивающей среды.

 Так же в процессе проектирования  предметно -  пространственной среды  в младшей группе я придерживалась принципов  В.А. Петровского:

· принцип дистанции при взаимодействии;

· принцип активности, самостоятельности, творчества;

· принцип стабильности - динамичности;

· принцип комплексирования и гибкого зонирования;

· принцип эмоциогенности среды;

· индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

· принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;

· принцип открытости - закрытости;

· принцип учета половых и возрастных различий детей. ( на слайде)

  Прежде чем приступить к оформлению группы, была проведена  оценка предметной среды группового помещения,  составлены списки, имеющихся материалов и оборудования, выявлены  дефицитарные области. В процессе

наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью детей младшей группы с фиксацией их активности (умственной, физической, игровой), мною были выявлены  потребности и интересы детей в группе.

Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

ВИДЕО

Таким образом, представленная нами модель предметно-развивающей среды позволяет:

 - изменить распределение детских активностей: увеличить долю развивающих видов активности (способствует формированию познавательной активности);

 - равномерно развивать мальчиков и девочек, расширять их интересы и направленность;

 - упорядочить всю систему воздействий на ребенка: педагогических, воспитательных, оздоровительных, профилактических;

 - облегчить воспитательно-образовательный процесс педагогу, повысить эффективность педагогической деятельности;

 - способствовать эстетическому воспитанию детей в быту;

 - обеспечить психофизиологический комфорт детям и педагогам, тем самым, способствуя профилактике нервного напряжения;

- воздействовать на настроение и психическое состояние детей и педагогов, а через них на организм в целом, т.е. способствовать оздоровлению.

 Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

2 декабря 2015 в 12:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.